Притереть за 60 секунд… А может, за 15? Секреты от профи.

Притереть за 60 секунд… А может, за 15? Секреты от профи.04 августа |

04 августа

Начинаем притирать

Если вы читаете эти строки, значит вы здесь не случайно. Скорее всего, вы часто обслуживаете двигатели и процесс притирки клапанов – неотъемлемая часть вашей работы. И, конечно же, вы знаете сколько времени можно «убить» на притирку и все равно не добиться должного результата. Знакомо? Значит, эта статья для вас. Итак, как же добиться 100% герметичности, сэкономив при этом время?

Страшный сон моториста по словам Ходос-Авто: только представьте, вам требуется притереть клапана на двигателе Audi A8  V12, которых у него аж 48! Процесс может превратиться в вечность, если бы не…

Притирание клапанов – это процесс шлифовки поверхности «юбки» и «седла» микроабразивными составами при их непосредственном контакте с целью обеспечения наиболее плотного контакта пары «юбка клапана-седло» для достижения герметичности камеры сгорания. Процесс сопровождается снижением значения шероховатости поверхностей прилегания.

Матово-белая поверхность "юбки" - косвенный признак правильного притирания клапана.

Гладкие шероховатости

Но что же такое «шероховатость» и как определить ее достаточность для безотказной работы клапанов? Для понимания, придется погрузиться в науку, но совсем ненадолго. Итак, шероховатость (R) – это совокупность неровностей поверхности. Измеряется в микрометрах и имеет несколько разновидностей. В техпpоцессе пpи ноpмиpовании шеpоховатости pекомендуется пpименять высотные паpаметpы Ra и Rz, их и рассмотрим.

Образцы шероховатостей. Чем меньше значение, тем меньше шероховатость.

Значение Rz — это сумма средних абсолютных значений высот пяти наибольших выступов профиля и глубин пяти наибольших впадин профиля в пределах базовой длины;

Значение Ra – это среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины;

Сложное изображение из ГОСТ. Не будем на нем останавливаться. 

Теперь, копнем глубже и откроем ГОСТ Р 53810-2010 Технических требований к клапанам. Да-да, есть и такой, не удивляйтесь. Так вот, шероховатость обработанной рабочей поверхности клапана не должна превышать числового значения в 1 мкм параметра Ra. Если значение будет больше, клапан не создаст герметичности, процесс сгорания нарушится. Поэтому, необходимо выбрать правильный инструмент для нормирования необходимой шероховатости.

Вакуумный тест – лучший индикатор качества проделанной работы, делиться опытом Павел Зимин из PS MOTORENSERVICE BERLIN. Нахождение стрелки в зеленой зоне свидетельствует о герметичности прилегания клапанов.

Альтернативная вселенная

Наука закончилась, перейдем к практике. Обязательно ли поверхности притирать, если есть вариант с фрезеровкой? Да, такой вариант есть, однако он касается только обработки седла и стоит не дешево – около 50 тысяч рублей за набор фрез (например, МАСТАК 103-13014C). При этом, нужно понимать, что с каждым клапаном фреза тупится и через некоторое время перестанет обеспечивать должное качество посадки клапана. Да и в любом случае, режущий инструмент не даст такого же эффекта, как шлифующий.

Фрезы для "обновления" седел клапанов. Цены кусаются, качество туманно.

Чем же грозит некачественная обработка рабочих поверхностей? Помимо падения компрессии, троения, повышенного расхода топлива, дымления существуют и более серьезные последствия – прогар клапанов.

Фаталити. Часть "юбки" оторвалась. Хорошо, если это не привело к клину двигателя.

Мы удивлены, бывалые мотористы – нет. Одной из причин прогара служит «сажевый клин», буквально разрывающий микровпадины на рабочей поверхности клапана до реальных оврагов. Но, это уже совсем другая история, поэтому, вернемся к притирочным пастам.

Притираем по "Фэн-шуй"

В рамках этой статьи, алмазных порошков мы касаться не будем - их вредность уже доказана временем и опытом: сверхтвердые и и острые частицы "вгрызаются" и застревают в относительно мягком клапане. Такие "драгоценности" шаржируют седло уже в процессе работы ДВС, сводя на нет все старания. Лучше, мы рассмотрим самоизмельчающиеся составы от "ВМПАВТО", которые лидируют на российском рынке паст для притирки клапанов. 

Притирочная паста "Профессиональная" в деле.

У компании "ВМПАВТО" пять различных составов. Общими преимуществами для всех являются:

  • Паста не выходит из зоны контакта. В процессе притирки паста не вытекает, из зоны трения, исключая попадание пасты на направляющие и стержни клапанов.
  • Чистовой и финишный состав в одном флаконе. По ГОСТу достаточно шероховатости в 1 мкм и все притирки этот барьер преодолевают. Абразив измельчается, в процессе работы.
  • Малое время притирки. Даже самая неторопливая паста притрет клапан за три минуты. А самая быстрая из линейки за… 15 секунд – мировой рекорд.
  • Безопасны. Все составы имеют разрушаемый абразив, в отличии от алмазных паст, частицы которых шаржируют металл с глубокими царапинами.
  • Тонкий носик обеспечивает точную дозировку. На рынке не так много паст, позволяющих не пачкать руки или другой инструмент, чтобы достать пасту из флакона.
  • Экономичный расход в 0,2 г. на клапан. Состав пасты отрабатывает на 100%, поэтому флакона хватает на 100 клапанов.
  • Удобная упаковка. Форма клапана помимо ассоцииации с объектом применения несет важный функционал – устойчивость.
  • Масляная основа, не содержат в составе воду. Исключается возможность образования коррозии после завершения притирки.

При общих чертах, пасты все-таки различаются между собой, по порядку:

  1. Притирочная паста «Классическая». Обеспечивает шероховатость 0,7 мкм (по ГОСТу до 1 мкм), создавая герметичность вакуумным тестом в -0.75 атм. Время притирки 3 минуты.
  2. Притирочная паста «Профессиональная». Обеспечивает шероховатость 0,6 мкм, создавая герметичность вакуумным тестом в -0.8 атм. Время притирки 2 минуты.
  3. Притирочная паста «Алмазная». Обеспечивает шероховатость 0,5 мкм, создавая герметичность вакуумным тестом в -1 атм. Время притирки 1 минута. Особенно рекомендуется для дизельных двигателей.
  4. «ФАБО» - финишная антифрикционная безобразивная обработка. Используется после применения паст "Классическая", "Профессиональная" или "Алмазная". Принцип работы заключается в образовании бронзовых поясков на седле и клапане. Это обеспечивает 100% герметичность, лучший отвод тепла и мягкую работу двигателя. Клапан садится в седло без лязга и вибраций.
  5. Новинка "UFGP" – Ultra fast grinding paste – сверхбыстрая притирка. 15 секунд против 1, 2 и 3 минут других паст линейки. Рекомендована для профессиональных мотористов, для которых притирка – бОльшая по времени часть работы. Ни одна паста в мире не может сравнится по скорости.

Металлоплакирующий эффект пасты "ФАБО". Цветной сплав создает идеальную шероховатость и дополнительную защиту от прогарания.

Таким образом, каждый моторист может подобрать для своей работы определенную пасту. Надеемся, наш краткий ликбез будет полезен вам.

А если вы только начали постигать азы притирания клапанов, рекомендуем это видео:

 

Просмотров: 210
Чтобы прокомментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Вход на сайт

 

Подписка

на полезные материалы от ВМПАВТО