Научно-производственная компания VMPAUTO | Производим смазки с 1996 года.

 

Наши исследования

Как умирало масло часть 2. Воскрешение

Как сражалось и умирало масло

Не все смазки одинаково полезны зимой.

Потеря вязкости масла в двигателе

Вязкость моторных масел и присадки-загустители

Даже если вы используйте самое современное моторное масло, его свойства в процессе эксплуатации автомобиля меняются.

Как известно, все масла содержат функциональные добавки, призванные улучшать и поддерживать определённые свойства (в России их принято называть присадками). При работе в двигателе эти добавки разрушаются под действием термических и механических нагрузок. Изменения претерпевают и сами молекулы масла. Когда все эти изменения доходят до определенного предела, необходимо производить замену моторного масла.

Снижение вязкости масла в двигателе приводит к росту температуры в двигателе, повышенному расходу топлива, износу двигателя.

Одной из ключевых характеристик, позволяющей установить срок смены масла, является изменение вязкости, от которой в огромной степени зависит способность масла осуществлять свои функции. Изменение вязкости всего на 5% уже воспринимается специалистами как сигнал, а изменение на 10% - как критический уровень.

Важно понимать, что изменение вязкости не происходит скачкообразно. Это постепенный процесс, протекающий в течение всего срока эксплуатации автомобиля между сменами масла. Основные причины, приводящие к изменению вязкости, представлены в таблице.

Распространенные причины изменения вязкости моторных масел

  Снижение вязкости Повышение вязкости
Изменения на молекулярном уровне - Термическое разрушение молекул масла
- Разрушение модификаторов вязкости (полимеров) входящих в состав моторных масел
- Термическая полимеризация масла и добавок
- Окисление масла
- Потери при испарении масла
- Образование шлама
Изменения, связанные с загрязнением - Разбавление топливом
- Попадание хладагента системы кондиционирования
- Разбавление растворителями
- Попадание воды
- Аэрация (смешение с воздухом)
- Попадание антифриза

Изменения, связанные с загрязнением масла, нужно устранять либо путем диагностики и ремонта на станциях технического обслуживания, либо изменением стиля езды.

Наиболее интересны изменения, происходящие на молекулярном уровне. Интересны тем, что их полностью не избежать, поскольку они носят фундаментальный, естественный характер. Но эти изменения можно сдерживать.

Причины, приводящие к повышению вязкости, будут рассмотрены в отдельной статье, посвященной противоизносным свойствам масел. Здесь же остановимся на обратном процессе. Приведем наиболее вероятные следствия снижения вязкости моторного масла:

  • Снижение толщины пленки масла на поверхностях трущихся деталей и, как следствие, избыточный износ, повышенная чувствительность к механическим примесям, разрыв масляной пленки при высоких нагрузках и при запусках двигателя.

  • Повышение силы трения в элементах двигателя, работающих в смешанном и граничном режимах трения (поршневые кольца, газораспределительный механизм) приведет к избыточному потреблению топлива и выделению тепла.

Известно, что стандартом SAE J300 одобрено четыре метода определения вязкости моторного масла. Поскольку следствия снижения вязкости в основном проявляются в работающем двигателе, наиболее подходящим методом будет определение вязкости HTHS.

Этот параметр, который расшифровывается как высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига (High-Temperature High-Shear rate viscosity) обычно определяют в условиях, максимально приближенных к условиям работы масла в паре трения поршневое кольцо – стенка цилиндра. К слову сказать, аналогичные условия существуют и на поверхности кулачков распределительного вала, и в подшипниках коленчатого вала при высоких нагрузках на двигатель. Температура при определении вязкости HTHS составляет + 150 °С, а скорость сдвига – 1.6*106 1/с. Чтобы было легче представлять последнюю величину, приведем несколько фантастических бытовых примеров, в которых скорость сдвига имеет близкое значение: покраска забора валиком со скоростью 160 км/с, выдавливание воды из 10-мл шприца с иглой за 1/10 секунды, намазывание масла на 200000 кусков хлеба одним человеком за 1 минуту.

Сравнение скорости сдвига масла с покраской забора валиком со скоростью 160 км/с

Итак, именно вязкость HTHS наиболее тесно связана как с защитными свойствами масла, так и расходом топлива работающего двигателя. Последнее утверждение подтверждается исследованиями (рис1).

Связь расхода топлива со свойствами моторного масла.

Рисунок 1.
Связь расхода топлива со свойствами моторного масла
(P.I. Lacey, SAE Technical Paper 2001-01-1904)

В лаборатории ВМПАВТО на реометре Anton Paar MCR 102 измерение вязкости HTHS может быть определено в более «мягких» условиях, чем предусмотрено в стандартах: пока удается достичь скорости сдвига 105 1/с при +150 °С. Однако и с таким приближением можно получить интересные результаты.

 

На рис.2 представлены результаты определения HTHS вязкости полностью синтетического масла Shell Helix ULTRA AV-L 5W-30, использовавшегося в автомобиле VW GOLF 1.6 2006 г. вып. Новое масло имело HTHS вязкость 3.62 мПа*с. Но уже после 8000 км пробега HTHS вязкость упала на 0.16 мПа*с (-4.4%), то есть уже подошла к «сигнальным» 5% для специалистов уровню. Это означает, что все негативные последствия, описанные выше, могут начать проявляться в самое ближайшее время.

В начале 2013 г научно-технический отдел ВМПАВТО приступил к разработке многофункциональной добавки нового поколения к моторным маслам. Ее название – “P14”. Весной 2014 г начались натурные испытания на автомобилях различного класса.

Как видно из рис. 2 добавление “P14” практически не повлияло на HTHS вязкость нового моторного масла (-1.4%). В то же время, добавление “P14” к маслу после 8000 км пробега позволило не только восстановить значение HTHS вязкости до начального, но и несколько повысить его (+3.0%), придав моторному маслу новый «вязкостный потенциал» для дальнейшей беспроблемной работы. Измерение HTHS вязкости через 7500 км после применения “P14” (+5.5%) показывает, что даже перед очередной сменой моторного масла, его защитные характеристики остаются на высоком уровне: не произошло ни критического падения, ни роста этого важнейшего параметра.

 7

Рисунок 2.
HTHS вязкость моторного масла при + 150 °С и скорости сдвига 105 1/с.
Каждое значение - среднее из 100 измерений.

Вход в личный кабинет

Войти

Если по каким-либо причинам войти не удалось,
попробуйте Резервный вход

 

Каталог
ВМПАВТО
2016

Коды
продукции

Технические
хар-тики
смазок