Друзья. Мы уже писали о том, что у нас в разработке находится моторное масло. Совсем недавно мы получили от испытательной лаборатории нефтепродуктов «Северо-Западного Центра Экспертиз» аналитический отчет, который, буквально, по полочкам разложил наше «пристрелочное» масло. Оговоримся сразу, это не конечный продукт, который пойдет в серию. Пока мы находимся в процессе поиска оптимального соотношения по базе и пакету присадок. Напомним, что пакет присадок мы разрабатываем сами. Так что этот результат не конечный. И, тем не менее, мы с вами им делимся. Сведущие разберутся в этих цифрах без особого труда сами. Для тех же, кто не очень понимает это нагромождение элементов — поясним, что да как.
По большому счету, значительная часть строк этого отчета к характеристикам свежего масла не имеет никакого отношения. Это в дальнейшем, когда масло отработает в двигателе какое-то время, будут иметь значение, сколько в отработке алюминия, меди или олова с хромом. Наличие в масле этих металлов в том или ином объеме будет говорить о степени износа двигателя. А пока нас интересуют те химические элементы, которые имеют отношение к противоизносным, противозадирным, моющим и диспергирующим присадкам. Следовательно, их чуть детальнее и разберем.
Начнем, пожалуй, с противоизносных присадок. Основной показатель для них в таких отчетах — содержание фосфора и цинка. По классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института), фосфора в современных маслах, соответствующих категории SN должно быть не более 800 ppm. Сей параметр вызван повышенными экологическими нормами, заботой о катализаторе и т.д. Фосфора испытательная лаборатория намеряла в нашем масле 842 ppm. Это немногим больше необходимого значения и соответствует допустимой погрешности. Напомним, что менее строгий класс SL от 2000 года подразумевает наличие фосфора вплоть до 1000 ppm.
Что касается содержания цинка, то его количество жестко не нормирует. В масле его 697 ppm. Впрочем, этот химический элемент нельзя рассматривать в отдельности от других. Любая противоизносная присадка хороша, когда в ее пакет входит несколько элементов и один дополняет другой. В нашем случае это молибден, которого в масле 149 ppm, что существенно больше, чем в маслах 5W-30 и его число скорее соответствует маслам премиального уровня. Напомним, что молибден — это уже энергосберегающий модификатор трения. Так что с этими показателями у нас все в порядке.
Переходим к моющим и диспергирующим присадкам. От того, насколько масло хорошо будет отмывать различного рода отложения, и удерживать их в себе, зависит чистота двигателя. За то, насколько у масла будут хороши моющие свойства, отвечают соединения кальция и магния. Кальция в нашем масле как у конкурентов — 1189 ppm. Магния тоже предостаточно – 1031 ppm. В итоге щелочное число, которое так всех интересует, равно 9,14 мг КОН/г, что характерно для современных масел. Что же касается бора, который является составляющей частью диспергирующих присадок, то его более 30 ppm (расчётное количество 120 ppm, подтверждается дополнительным исследованием в другой лаборатории), это способствует эффективному удержанию взвеси в объеме масла.
По европейской классификации ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), наше масло соответствуют категории А3/В4. Масла этой категории стойки к механической деструкции и предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств. Этим свойством наше масло наделяют стойкие полимеры, которые способны обеспечить высокую, и что немаловажно, стабильную кинематическую вязкость на протяжении всего срока эксплуатации масла.
Такие вот результаты.
Наша страница на DRIVE2: