Однажды британский публицист Джордж Оруэлл сказал: «Миф, в который верят, постепенно становится правдой». С этим нельзя не согласиться. Актуально это высказывание и тогда, когда речь заходит о моторных маслах. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространённых мифов о них.
Чем качественнее масло, тем золотистее его цвет. На самом деле цвет масла может быть как золотистым, так и гречишным. Все зависит от количества и типа присадок, которые в него ввели. Именно они определяют цвет и оттенок масла. А вот базовые масла практически бесцветные. Кстати, масло с нашим пакетом присадок имеет именно золотистый цвет (это совпадение :)). Но это если речь идет о 5W-30. А вот каким будет 5W-40, покажет время.
Масло нужно менять, как только оно потемнело. Если масло быстро темнее, то это еще не повод его менять. В данном случае это говорит о том, что в масле находятся достаточное количество моющих и диспергирующих присадок, которые не дают продуктам сгорания топлива оседать на деталях двигателя и удерживают их во взвеси. На одно из главных свойств масла, кинематическую вязкость, это практически не влияет, что доказывают результаты соответствующих испытаний. Даже достаточно черное масло с небольшим пробегом практически не изменит этот параметр. А вот о смене заправки задуматься владельцу транспортного средства все же стоит. Зачастую именно некачественное топливо и является причиной быстрого потемнения масла.
Промывочное масло создано, чтобы отмывать грязь. На самом деле это не совсем так. Применяя промывочное масло, мы скорее ополаскиваем двигатель после того, как основную грязь на себя взяло эксплуатационное масло. Если провести аналогию с мытьем посуды, то эксплуатационное масло – это чистящее средство, а промывочное масло – это чистая вода, которая смывает чистящее средство с деталей. Смысл смывать чистящее средство, если вы вновь собираетесь его применять, не особо понятен. Впрочем, от промывки хуже точно не будет, но и особого результата ожидать не стоит?
Двигатели старых автомобилей не переносят синтетику. И это мнение ошибочно. Все дело в том, что в современных маслах содержится куда больше моющих присадок, чем в тех, которые рекомендовали для эксплуатации раньше. Это приводит к тому, что отложения и шлам вымываются, в том числе и из сальников, и последние начинают давать течь. Лужицы масла под «старушками» переведенными на современные масла, и стали причиной такого мифа. Замена изношенных сальников решает эту проблему. А на синтетике двигатели старой формации могут работать чуть ли не вечно по сравнению с современными моторами.
Масло из отработки не может быть хорошим. На самом деле масло, восстановленное из отработки с соблюдением всей технологии, не только не отличается от первичного, но и может даже несколько превосходить его по некоторым показателям. Так, к примеру, в регенерированном масле значительно меньше серы. Более того, многие производители современных масел не стесняются добавлять регенерированное масло в первичное. Порой его доля составляет порядка 50%. В основном добавляют его при производстве минеральных масел. Нужно заметить, что такое масло с честью проходит испытания по допускам, а потребитель может и не знать, что он пользуется маслом, которое наполовину состоит из регенерированного.
При высоком угаре масло можно не менять, а лишь доливать. Многие ошибочно полагают, что при высоком угаре масла его можно не менять, а лишь доливать. Мол, оно и так постоянно обновляется. Особенно если речь идет о доливе чуть ли не половины объема масла на тысячу километров пробега. На самом деле свежее масло, смешиваясь с отработкой, вбирает в себя как продукты сгорания топлива, так и продукты износа. Плюс к этому оно начнет активно окисляться и терять свои первоначальные свойства. А теперь подумайте сами. Ведь вы же не будете пытаться исправить прогорклое растительное масло, доливая в него свежее. Так или иначе, в общем объеме масло все равно станет прогорклым. Так и с моторным маслом, его все же нужно менять, а с причиной масложора разбираться как можно скорее. Тем более что в большинстве случае повышенный угар масла возникает из-за закоксованности маслосъемных колец, которые как раз и залегают от некачественного масла или несвоевременной его замены.
Масла категорически нельзя смешивать. Если масло одного класса, но разных производителей, смешивать их в случае экстренной необходимости можно. Например, долить при низком уровне. Но нужно помнить, что при первом удобном случае этот коктейль необходимо слить и залить в двигатель масло одного производителя и класса. Дело в том, что разные бренды делают свое масло на разных базовых маслах плюс в них содержаться присадки разных производителей. Все это может вызвать непредсказуемое взаимодействие компонентов.
Если же вы от безысходности вынуждены смешать масла разной вязкости, то брать для таких целей нужно масло одного производителя. Как правило, такие масла содержат очень похожие пакеты присадок, а иногда отличаются вообще только их концентрациями. На таком масле теоретически можно доездить до замены. Однако время эксплуатации такого масла лучше сократить в половину.
Энергосберегающее масло подойдет любому автомобилю. Залить масло и получить двигатель, «легкий на подъем», да еще и экономящий топливо – перспектива довольно заманчивая. Вот только далеко не все двигатели способны работать на маловязких энергосберегающих маслах. Проектируя двигатель, инженеры закладывают в него, в том числе и параметры масла, а под него рассчитывают зазоры в деталях, будь то зазоры в ЦПГ или подшипниках коленчатого вала. Говоря примитивным языком, чем меньше зазор, тем меньше должна быть кинематическая вязкость масла. В противном случае оно не сможет должным образом просачиваться в зазоры, что будет вызывать масляное голодание.
В моторах же с увеличенными зазорами, рассчитанными на более густое масло, маловязкое масло так же не обеспечит необходимую толщину масляной пленки, что, в свою очередь, вызовет ее разрыв и приведет к сухому трению. В общем, куда не кинь всюду клин, и далеко не масляный. Соответственно, масло нужно подбирать, исходя из допусков автопроизводителя. И если он разрешает применение энергосберегающего масла, то почему бы и нет? Если же такого допуска нет, то лучше не экспериментировать.
А вы какие мифы о масле знаете?
Наша страница на DRIVE2: