Водители следили за уровнем масла с тех самых пор, как это самое масло прописалось в картере двигателя. Времена менялись, неизменным оставалось одно — масляный щуп наравне с компрессометрами, эндоскопами, стетоскопами и прочими средствами контроля является одним из основных инструментов по мониторингу состояния двигателя. А о чем он нам может рассказать?
Начнем с того, что по щупу определяется, достаточное ли количество масла залито в двигатель при очередной смене. Кстати, не многие знают, но между метками Min и Max, у среднестатистического четырехцилиндрового легкового двигателя, как правило, помещается аккурат литр масла. Это позволяет прикинуть, сколько масла двигатель «съел» за тот или иной пробег и стоит ли поднимать тревогу или расход масла в норме.
Кстати. У большинства автолюбителей сложилось мнение, что исправный двигатель не должен есть масло вовсе. В качестве аргумента приводится тот факт, что от замены до замены уровень масла на щупе не менялся. Это утверждение ошибочно. Даже в абсолютно исправном двигателе масло расходуется. В первую очередь выгорает часть масла, которое остается на стенках цилиндра в момент рабочего хода поршня. Маслосъемные и компрессионные кольца, конструктивно оставляют часть масла после своего прохода. Плюс к этому для его удержания на стенки цилиндра наносится еще и хон. Не будь этого тонкого слоя масла, кольца бы двигались по сухим стенкам цилиндров. Помимо этого, часть масла, несмотря на маслоуловители, забрасывается в камеру сгорания вместе с картерными газами, где и сгорает в процессе работы двигателя.
Все эти потери незначительны. Однако если перевести их в реальный объем, то у исправного двигателя с идеально подобранным для него маслом угар может составлять от 10 до 30 мл на 100 км пробега в зависимости от конструктива и режимов работы. Соответственно, на тысячу километров уже может набежать от 100 до 300 мл масла. Что, повторимся, норма. Производители, перестраховываясь, и вовсе закладывают на тысячу пробега до одного литра масла на угар. И это прописано в инструкциях по эксплуатации к автомобилям. Следовательно, угар масла в двигателе есть. Его не может не быть.
Другое дело, когда этот угар выходит за рамки приличия и уровень масла падает чуть ли не на глазах. Тут уже повод задуматься о состоянии двигателя. Причин может быть множество. От залегания маслосъемных колец и засохших маслосъемных колпачков до износа ЦПГ. В последнем случае без капитального ремонта двигателя уже не обойтись.
Но как же тогда быть с теми, кто заявляет о незначительном или полном отсутствии угара масла от замены до замены. Все встает на свои места, когда начинаешь спрашивать, а в каком состоянии была отработка. Выясняется, что она была больше похожа на воду и пахла бензином. Последнее все, собственно говоря, и объясняет. На многих автомобилях масло в процессе эксплуатации сильно разбавляется бензином, компенсируя тем самым съеденный объем. При этом на щупе изменение консистенции не так заметно, посему владельцы и считают, что масло не угорает вовсе. Вносит лепту в увеличение объема масла и конденсат, который со временем накапливается в масле. Нужно заметить, что лабораторные анализы отработок таких масел говорят о полной потере ими своих свойств.
Есть и еще одно заблуждение, связанное со щупом и качеством масла. Некоторые владельцы несказанно рады, когда по прошествии нескольких тысяч километров вытаскивают щуп, на мерной шкале которого золотится практически свежее масло. А между тем это показатель того, что масло практически не моет двигатель и обладает низкими диспергирующими свойствами.
В итоге продукты окисления масла оседают на деталях двигателя, а не удерживаются им. Результатом применения такого масла, как правило, становятся покрытые толстым слоем лака и шлама детали двигателя. Кстати, если внимательно посмотреть все на щуп, то процесс залачивания можно наблюдать и на нем. И это должно насторожить радивого автолюбителя.
Куда лучше, когда металл или пластик щупа чистые, а само масло на нем уже начало темнеть. Это говорит о том, что залитое моторное масло обладает хорошими моющими и диспергирующими свойствами. Такое масло, как правило, уже к первой тысяче пробега выглядит темнее, чем было изначально в канистре. И чем оно темнее становится с пробегом, тем чище двигатель.
Как видите, несмотря на свой примитивизм, масляный щуп может сказать о многом. Нужно только научиться на него смотреть. Кстати, делать это нужно на заглушенном двигателе и после того, как масло полностью стечет в картер. Как правило, на это уходит около пятнадцати минут. А вообще, возьмите себе за правило проверять уровень всех жидкостей и масел если не каждый день, то хотя бы раз в неделю. Это позволит избежать непредвиденных ремонтов и материальных вложений.
Наша страница на DRIVE2: