Друзья. После того, как мы наладили производство моторного масла на собственном пакете присадок, нам стало поступать множество вопросов по этому продукту. Народ интересуется и составом, и где, и из чего мы готовим свой пакет присадок, и какое у нас базовое масло, какие и где проводились исследования и испытания, и еще много других вопросов. На них мы уже подробно отвечали. Впрочем, иногда встречаются вопросы и довольно специфического толка. Так, например, нас спрашивают, чем масло 5W-30 с этикеткой красного цвета отличается от масла 5W-30 с этикеткой синего цвета. Если коротко, то эти масла отличаются по классификации и рассчитаны на применения в разных двигателях.
Теперь подробнее. Все моторные масла имеют классификации. Первая, на которую изначально обращает внимание потребитель — это вязкостная классификация по SAE. Она была разработана Международным сообществом автомобильных инженеров SAE — Society of Automotive Engineers. Стандарт подразделяет моторные масла на 11 классов. Шесть относятся к зимним маслам, пять — к летним. Однако все уже давно привыкли к тому, что масла стали всесезонными и обозначаются сразу двумя классами. Например, SАЕ 5W-30, где первая цифра показывает вязкость при критически низких температурах, а вторая — вязкость при работе во время нагрева масла до 100 градусов.
Как правило, большинство потребителей, найдя рекомендованное по этому классу масло на этом и останавливаются. А между тем классификация масел на этом параметре не заканчивается.
В нашем случае отличные по цвету этикетки различают масла по ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Это уже европейский допуск, который учитывает европейские стандарты качества масла, и он значительно строже американского. За время своего существования этот стандарт редактировался неоднократно. Последняя редакция датируется 2022 годом. Согласно этой редакции, стандарты ACEA делятся на следующие классы:
А/В — масла для бензиновых «А» и дизельных «В» двигателей легковых автомобилей. Всего в этой категории представлено три класса масел:
А3/В3. Это масла со стабильной вязкостью, предназначенные для применения в высокофорсированных двигателях. Используется в автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых условиях, и при этом допускаются длительные интервалы замена масла.
А3/В4. Масла, используемые во всех ситуациях, применимых к А3/В3, а так же в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизельных двигателях с непосредственным впрыском.
А5/В5. Эти масла применяются в легковых автомобилях и легких грузовиках, работающих на бензине и дизельном топливе, в которых используются масла с HTHS от 2,9 до 3,5 мПа*с. (Что такое HTHS мы подробно рассказали здесь). Масла обладают стабильной вязкостью и применяются при длительных интервалах замены.
С – масла для ДВС, разработанные с учетом соответствия новым экологическим стандартам. Эти масла могут работать в двигателях с сажевыми фильтрами и катализаторами восстановления отработанных газов. В этой категории выделяют пять классов:
С1. Масла со стабильной вязкостью и минимальным содержанием сульфатной золы. Допускается их применение в двигателях с катализаторами, а так же в высокофорсированных бензиновых ДВС и в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, которые используют масла с минимальной вязкостью HTHS 2.9 мПа*с.
С2. Масла со стабильной вязкостью и средним содержанием сульфатной золы. Сфера использования совпадает с С1.
С3. Масла со стабильной вязкостью и средним содержанием сульфатной золы. Могут использоваться в двигателях с катализаторами и в высокофорсированных бензиновых ДВС. Так же применяется в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, которые используют масла с минимальной вязкостью HTHS 3,5 мПа*с.
С4. Масла со стабильной вязкостью и более низким по сравнению с С3, содержанием сульфатной золы. Область использования совпадает с С3.
С5. Масла со стабильной вязкостью со средним содержанием сульфатной золы, созданные для уменьшения расхода топлива. Допускается их применение в двигателях с катализаторами, а так же в высокофорсированных бензиновых ДВС и в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, в котором допускается применение смазочных материалов с минимальной вязкостью HTHS 2,6 мПа*с.
Есть еще и категория «Е». Это масла для дизельных ДВС, эксплуатирующихся в тяжелых условиях, например, при большом интервале замены смазочных материалов. Они тоже делятся на классы. Всего их четыре.
Е4. Это масла со стабильной вязкостью, которое обеспечивают чистоту поршней, предотвращают появление нагара и замедляют износ. Обычно применяется в моторах без сажевых фильтров и отвечающих стандартам от Euro l до Euro V.
Е6. Масла со стабильной вязкостью отвечающие тем же требованиям что и Е4. Допускается их применение в моторах Euro VI. А так же в двигателях оснащенных системами EGR.
Е7. Это масла со стабильной вязкостью обеспечивающие чистоту поршней и предотвращающие полировку цилиндров. Отвечают требованиям предьявляемым к маслам E4.
Е9. Масла со стабильной вязкостью, обеспечивающие чистоту поршней и предотвращающие полировку стенок цилиндров. Отвечают всем требованиям, предъявляемым к классу Е4. Подходят для дизельных двигателей, соответствующих стандартам от Euro I до Euro VI. Разрешено использование с топливом с пониженным содержанием серы. Масла могут использоваться в двигателях с системами EGR (с сажевыми фильтрами и без) и SCR.
Так что же вынесет для себя потребитель, обратив внимание на классификацию масел по ACEA применительно к продукции нашей компании? Зная это, он сможет ответить на вопрос, поставленный в начале материала.
Масло ВМПАВТО в красной канистре соответствует допуску ACEA А3/В4. Это значит, что данное масло может использоваться в высокофорсированных бензиновых двигателях и в дизельных двигателях легковых автомобилей и легких грузовиков с непосредственным впрыском топлива. Это масло с высокими эксплуатационными характеристиками и подходит для эксплуатации с более длительными интервалами смены масла. Его вполне можно использовать, если с завода рекомендовано масло категории A3/B3.
Теперь возьмем масло ВМПАВТО 5W-30 А5/В5. Это то, что в канистре с синей этикеткой. Согласно классификации ACEA, это масло предназначено для использования в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковых автомобилей и легких грузовиков, специально сконструированных для использования энергосберегающих и маловязких при высокой температуре масел. За счет этого масло обеспечивает определенную степень экономии топлива. Его отличает высочайшие эксплуатационные свойства и увеличенный интервал замены.
Кстати, помимо масла 5W-30 А3/В4 и 5W-30 А5/В5, в производственной программе есть масло 5W-30 С3 в желтой канистре. Это масло предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов и сажевыми фильтрами.
Надеемся, эта информация поможет вам при выборе масла подобрать именно то, которое нужно двигателю вашего автомобиля, и уже в дальнейшем выбирать между синей, красной или желтой канистрой. Впрочем, цветов канистр в зависимости от класса масла у нас уже восемь. И в дальнейшем мы планируем расширить эту палитру.
Наша страница на DRIVE2: