Друзья. Нам ежедневно приходит довольно много писем от подписчиков и потребителей. Вопросы и пожелания в них разные. Однако наиболее часто нас просят подобрать масло для автомобиля с пробегом. Давайте разберемся, на что нужно смотреть при выборе масла в первую очередь и какие заблуждения встречаются. Первое, на что, несомненно, нужно обращать внимание при выборе масла – это на рекомендации производителя. В инструкции по эксплуатации к автомобилю обязательно указывается, какое масло и с каким допуском должно плескаться в поддоне картера двигателя вашего автомобиля. Некоторые компании даже указывают рекомендуемого производителя масла.
Рекомендации производителя — первое, на что следует обращать внимание при выборе масла, в том числе и для автомобиля с пробегом. Впрочем, строго следовать именно этой рекомендации особой нужды нет. Главное, что бы масло подходило по классификации API; ACEA или ILSAC. Следует заметить, что стандарт ILSAC отчасти повторяет стандарт API. Так, к примеру, стандарту API SN вторит стандарт моторных масел ILSAC GF-5. Некоторую вольность потребитель может себе позволить, выбирая масло по классификации SAE. Но и тут нужно понимать, что выбор, например, между 5W-40 или 10W-40 обуславливается исключительно климатическими условиями эксплуатации автомобиля. При этом нужно понимать, что использование масла 10W-40 зимой вполне уместно в Краснодарском крае. А вот где-нибудь в Красноярском крае это уже будет критично.
Используя эту таблицу, можно легко определиться с вязкостью масла в зависимости от климатических условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Многие потребители при выборе масла так же обращают внимание на допуски автопроизводителей. И если их нет, то считают, что такое масло к использованию в их автомобиле неприемлемо. Несомненно, допуск автопроизводителя на банке с маслом приветствуется. Впрочем, сегодня получить этот заветный буквенно-числовой код на автомобили импортного производства практически невозможно.
Допуски или соответствия допускам производителей автомобилей всегда можно найти на обратной стороне канистры с маслом. В связи с этим большинство производителей масел указывают, что их продукт соответствует тому или иному допуску. Это значит, что по всем физико-химическим параметрам и проведенным моторным тестам масло соответствует требованиям автопроизводителя. Заметьте, в инструкции по эксплуатации нет ни слова о том, что если автомобиль проехал уже более 100 000 км, то в двигатель нужно заливать масло с другой классификацией. Между тем очень часто автолюбители выбирают масло с большей вязкостью, нежели это рекомендовано производителем, исходя из тех соображений, что более вязкое масло обеспечит лучшие смазывающие свойства изношенному двигателю. С одной стороны, это так. Чем выше вязкость масла, тем выше у него такой параметр, как HTHS. К примеру, у масла ВМПАВТО 5W-30 HTHS равен 3,7 мПа*с, а у масла 5W-40 он уже 4,1 мПа*с. Соответственно, прочность масляной пленки у этого масла выше. Но есть от применения более вязких масел и отрицательные моменты.
Приведем простой пример. Представьте, что вы едете на автомобиле в дождь. Дворники исправно и без проблем удаляют капли с лобового стекла. Но вот на встречу проехал другой автомобиль и обдал вас из лужи жижей. Вязкость этой самой жижи выше, чем у воды, и дворникам уже недостаточно одного прохода, чтобы удалить грязь со стекла. В итоге для того, чтобы полностью очистить лобовое стекло, требуется уже несколько проходов дворников.
Более вязкое масло хуже снимается со стенок цилиндра маслосъемным кольцом. В процессе воспламенения топливно-воздушной смеси оно сгорает. Подобное происходит и с маслом в камере сгорания. Если вязкость масла соответствует допускам, то оно хорошо снимается со стенок цилиндра маслосъёмным кольцом. Если же вязкость масла выше, то маслосъемному кольцу уже сложнее его снять со стенок, и часть его остается. Эта оставшаяся часть в момент воспламенения выгорает в камере сгорания вместе с топливно-воздушной смесью. Именно поэтому многие автолюбители отмечают, что при переходе на более вязкие масла у них существенным образом вырастает расход масла.
Масляные форсунки рассчитаны под определенную вязкость масла (слева). Если вязкость масла выше, то производительность форсунок падает, и поршни начинают перегреваться (справа). Не стоит забывать и о том, что более вязкое масло, нежели то, которое прописано производителем, хуже справляется с охлаждением деталей двигателя. Так, например, более вязкое масло будет прокачиваться через масляные форсунки в объеме значительно меньшем, нежели необходим для охлаждения поршней. А это неминуемо приведет к их перегреву.
Постоянный сизый дым из выхлопной трубы — признак катастрофического износа ЦПГ двигателя. Кстати, повышенный расход масла порой является еще одним из посылов для того, чтобы перейти на более вязкое масло. Потребители акцентируют на этом внимание и просят рекомендовать масло, которое поможет таким образом избавиться от этого недуга. Аргументируют такой выбор тем, что есть присадки-загустители для масел, после применения которых из глушителя перестает валить сизый дым. А сизый дым — это, как известно, горящее масло.
Основной причиной повышенного расхода масла, как правило, является закоксованность компрессионных (второе компрессионное кольцо еще носит название масло регулирующее) и маслосъемных колец. Забитые нагаром и потерявшие свою подвижность кольца уже не могут в должном объеме снимать излишки масла со стенок цилиндров. И здесь речь идет о рекомендуемом масле. Что уж говорить о более вязком. Оно еще в большем объеме будет оставаться на стенках цилиндров, и это приведет к еще более высокому его расходу. Отсюда вывод. Пытаться лечить масложор вязким маслом — плохая затея. Ничего хорошего из этого не выйдет. Проблема будет нарастать как снежный ком. Масла в камере сгорания будет гореть еще больше, а кольца залегать еще сильнее.
Раскоксовка маслосъемных колец способна избавить двигатель от повышенного расхода масла. Следовательно, если расход масла большой, то для начала нужно попробовать раскоксовать двигатель. Для этого в нашей компании есть немало специализированных продуктов, о которых мы не раз рассказывали. Что же касается присадок-загустителей, то они никоим образом не снижают расход масла. В своем составе такие продукты имеют компоненты, которые работают исключительно как дымоподавляющие. Его уменьшение или полное отсутствие потребители и расценивают как снижение расхода масла. Впрочем, есть и те, кто с целью снижения расхода масла и топлива хочет перейти на менее вязкие масла. Применение таких масел, если двигатель автомобиля на это не рассчитан, тоже не сулит ничего хорошего. Да, сменив 5W-40 на 0W-20, вы почувствуете, что двигатель стал крутиться легче и машина стала динамичней. Да, расход топлива на несколько миллилитров станет меньше. Но, уверяем вас, радость будет недолгой. Дело в том, что масла с меньшей вязкостью имеют и меньший HTHS. Напомним, у масла ВМПАВТО 5W-40 он равен 4,1 мПа*с, в то время как у масла 0W-20 он 2,6-2,9 мПа*с. Следовательно, от износа на таком масле двигатель вашего автомобиля будет меньше защищен.
Крепкий масляный клин может обеспечить масло, вязкость которого бралась в расчет при проектировании двигателя. Как правило, двигатели, которые работают на энергосберегающих маслах, имеют меньшие зазоры в парах трения. Только за счет этого обеспечивается надежный масляный клин. Если же двигатель рассчитан на вязкое масло, то и зазоры у него больше. Залив в него менее вязкое масло, вы обрекаете его на скорую гибель в результате постоянного граничного трения. Наша страница на DRIVE2: