Автокосметики сегодня на прилавках пруд пруди. Что называется, на любой вкус и кошелек. Совсем другим был ассортимент в советские времена. Точнее говоря, его тогда практически не было. Случалось, что на прилавках появлялась отечественная продукция или товары из-за бугра, но это было большой редкостью. Вот и изгалялись автолюбители, как могли, чтобы придать своим автомобилям лоск. Давайте вспомним, чем и как наводили марафет автолюбители во времена повального дефицита.
Мойка кузова.
Встретить автошампунь на прилавке хозяйственных магазинов, а именно там обычно продавалась немногочисленная автокосметика, было большой удачей. И уж если его и «выбрасывали» то на полках он не задерживался. Особым счастьем было урвать импортный товар. Успевшие схватить «фирму» впоследствии расходовали ее исключительно из расчета «одна капля на ведро». Кому же не посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время, выдумывали свои моющие составы.
Кто-то использовал для мойки автомобиля дешевый шампунь для волос. На прилавках стояли как отечественные образцы, так и товар из соцстран. Специфические дорожные загрязнения непрофильные моющие средства отмывали плохо, зато процесс мойки непременно сопровождал приятный аромат. Особым шиком считалось намыть автомобиль болгарским фитошампунем. Отдушек в них было с избытком.
Те, кто были попрактичней, крошили в ведро с водой хозяйственное мыло. Размешивали его там и, дождавшись, когда оно растворится, натирали бока своих любимцев пенными губками. Нужно сказать, отмывало это народное средство кузова вполне сносно. Правда, процесс затягивался по причине долгого приготовления к нему.
Были и такие, кто считал, что нет ничего лучше, чем мойка автомобиля синтетическим моющим средством. Проще говоря, стиральным порошком. Автомобиль при мойки им буквально утопал в пене. И все бы ничего, но лакокрасочное покрытие большинства отечественных транспортных средств того времени не отличались высокой химической стойкостью. В итоге спустя полгода таких «эффективных» и эффектных моек автомобиль, какого бы цвета он не был, приобретал белесый оттенок. Отмыть его возможности уже не было. Восстанавливать испорченное ЛКП в дальнейшем приходилось абразивной полировкой.
Сушка кузова.
Сегодня есть множество разнообразных салфеток, чтобы насухо протереть кузов автомобиля. Это и замша, и микрофибра, и еще много чего. В советские времена лучшим средством для удаления влаги с кузова автомобиля было вафельное полотенце. Аккуратно сложенное, оно всегда лежало на порожке между сиденьем и водительской дверью. Предварительно смоченное в воде и отжатое до влажного состояния полотенце идеально собирало всю воду с кузова. Пользовалась популярностью у знатоков и портяночная ткань. Портянка должна была быть не новой и, естественно, выстиранной. Она также хорошо справлялась со сбором влаги и не оставляла после себя волокон.
Полироль.
Сегодня полировать машины рекомендуют исключительно в тени. Тогда о таком и слыхать не слыхивали. А вот о том, из чего изготовить абразивную полироль, в гаражах знали многие. Рецепт был прост: теплая вода, вазелин, касторка и трепел. Последний обычно продавался в строительных магазинах и использовался в составе сухих строительных смесей в качестве активного микронаполнителя. Он то и служил абразивом. После смешения этих компонентов получалась эмульсия, которая хорошо справлялась с мелкими царапинами и помутнениями ЛКП.
А вот защитную полироль уже готовили на основе парафинового, лимонного, кедрового масел и скипидара. Состав наносился на кузов, после чего тщательно располировывался мягкой ветошью. Например, новой фланелевой портянкой. Лучше всего наносить этот полироль удавалось на солнце.
Стекла.
Долгое время самым эффективным средством для борьбы с загрязнением стекол считалась обычная скомканная газета. Жесткая бумага была фактически абразивом, который стирал с поверхности стекла весь налет и загрязнения. Тереть приходилось долго, но зато результат был гарантирован.
Нередко для мойки стекол применялся табак. Его крошили на влажную ветошь, после чего ей протирали стекла. Запах был, конечно, своеобразный, но зато усилий требовалось уже меньше, а стекла были после обработки идеально прозрачными. Да и мошек табак удалял на ура.
Позже на прилавках магазинов стали появляться специализированные средства. Аэрозольный баллончик «Секунда» с пенным составом внутри долгое время был, пожалуй, самым востребованным. Стоял он на прилавках в любом хозяйственном магазине и, нужно отдать должное, прекрасно справлялся со своей задачей. Густая пена, растертая ветошью досуха, за считанные секунды доводила стекло до характерного скрипа.
Пластик салона.
Специализированные средства для уходом за пластиком в те года появлялись в продаже редко. В большинстве своем автолюбители для придания салону автомобиля лоска использовали мебельные полироли. Причем применялся для этих целей исключительно полироль для лакированной мебели. После его использования панель приборов и дерматиновая обивка дверей блестели как никогда.
Большим везением считалось приобретение средства для ухода за кожаной мебелью. Блеска было меньше, но зато пользы, по мнению автолюбителей, для дерматина салона было больше. Ведь дерматин — тоже кожа, хоть и искусственная.
Чернитель шин.
Гуталин был долгое время одним из самых эффективных средств для чернения шин. Пришла мода на этот особый шик из армии, где при помощи гуталина поддерживали строевую технику в надлежащем виде. Недостаток был один. Если колесо вдруг приходилось бортировать, а случались проколы с камерными шинами часто, то не измазаться в гуталине было невозможно.
Впрочем, были и довольно экстравагантные решения. Некоторые из автолюбителей не скупились и щедро натирали покрышки пивом. При цене около 37 копеек за бутылку это было не сильно накладно. Правда, эффект держался не так долго, как после гуталина.
Скоро в продаже.
Для того чтобы автомобиль всегда выглядел как с конвейера, очень важно выбрать качественные средства по уходу за ним. Недавно мы обновили часть нашей автокосметики, сделав составы еще более эффективными. Совсем скоро эти продукты появятся в продаже. Но о них подробно уже в другой раз.
Наша страница на DRIVE2: