Друзья. Те, кто следит за нашими публикациями, знают, что периодически мы рассказываем о том, как проводим различные лабораторные исследования нашего масла. Сегодня мы хотим поведать вам, как масло проверяется на совместимость с резинотехническими изделиями.
Прокладки, сальники и уплотнители для двигателя сделаны из разных эластомеров.
Не секрет, что в современном двигателе различного рода резиновых сальников, прокладок, уплотнителей и патрубков великое множество. Более того, часть из них может быть сделана из одного типа эластомера, а часть — из другого. Это может быть и полиакрилатная резина АСМ, и гидрированный нитрил HNBR-1, и фторуглеродная FKM-1, и силиконовая VMQ-1 резина. Следовательно, при создании масла нужно подбирать такую рецептуру, чтобы не один из этих сальников или прокладок при контакте с маслом не перестали выполнять свою функцию. Причем понимание того, удалось сохранить нейтралитет масла к резинкам или нет, должно быть еще до того момента, как масло будет залито в двигатель.
Разбухший сальник. Либо резина не того сорта, либо масло не соответствует стандарту.
Сделать это позволяет стандарт ASTM. American Society for Testing and Materials –это американская международная добровольная организация, разрабатывающая и издающая стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг. На сегодняшний день ASTM поддерживает около 12000 стандартов и состоит из 77 томов. Практически все производители, которые выходят на рынок, стараются следовать этим стандартам.
Есть в этом обширном списке и стандарт ASTM D471−16a. Именуется он как «Стандартный метод определения влияние жидкостей на свойства резины». Данный метод испытаний предусматривает процедуры воздействия жидкостей, в том числе и моторного масла, на испытуемые образцы при определенной температуре и времени. Определяются такие факторы, как деформация, изменения твердости, массы, объема и размеров до и после погружения в испытуемую жидкость. Лабораторные испытания по этому стандарту позволяют смоделировать условия эксплуатации с помощью контролируемых ускоренных испытаний. Следует учитывать, что этот метод может не дать прямой корреляции с результатами реальной эксплуатации детали. Он лишь дает сравнительные данные, на основе которых можно судить об ожидаемом результате воздействия масла на тот или иной эластомер.
Разнообразные эластомеры в рулонах.
Образцы готовы к проведению испытаний.
Так как проводятся эти испытания? Первое, что необходимо сделать — это нарезать из образцов резин, которые мы упомянули ранее, одинаковые пластины. После этого они обмериваются, взвешиваются на аналитических весах, а также проверяется их изначальная твердость.
Каждый образец взвешивается на аналитических весах, точность которых зависит даже от дуновения ветерка.
Таким образом производится замер твердости эластомера.
Индентор дюрометра вонзается в тело образца и таким образом измеряется его твердость. На экране отображаются единицы твердости в Шор.
На следующем этапе образцы раскладывают по пробиркам и заливают жидкостью, требующей проверки. В нашем случае это были масла 0W-20 и 5W-30 на новом SP пакете.
Образцы должны полностью быть покрыты маслом.
Далее емкости помещают в термошкаф, разогретый до температуры в +175ºС, на 72 часа. Спустя трое суток пробирки с образцами эластомеров извлекаются из термошкафа.
Резины трое суток томятся в термошкафу при температуре в +175ºC.
Следующим этапом образцы ополаскиваются в ацетоне, после чего обсушиваются бумажными полотенцами и вновь подвергаются взвешиванию и обмерам. Изменения фиксируются и сравниваются с изначальными. И уже на основании ASTM, который регламентирует допуски по изменению веса, объема и твердости резин, определяется, укладываются изменения в стандарт или нет. Если уложились, значит, масло безопасно для РТИ.
Ниже приведена таблица с данными по изменению объема и твердости образцов. В нашем случае все образцы эластомеров уложились в допуски с лихвой. Изменения, конечно, есть, но они серьезным образом не повлияли на рабочие характеристики резин.
Таблица изменений объема и твердости образцов эластомеров.
По результатам исследований, можно констатировать, что, применяя наше, масло можно не переживать за состояние прокладок и сальников. Впрочем, это уже доказано как сотнями часов испытаний на стендовых двигателях, так и сотнями тысяч километров пробега автомобилей, которые эксплуатируются на нашем масле.
Надеемся, вам была полезна эта информация. Следите за публикациями.
Наша страница на DRIVE2: