Друзья! Совсем недавно мы опубликовали запись о том, что приступили к производству моторного масла Modern 0W-20 API SP ILSAC GF-6A. Некоторые из вас поддержали эту новость лайком, за что отдельное спасибо. Некоторые задали вопросы. Что тоже здорово, потому как это дает нам возможность наладить с вами обратную связь. И одним из таких вопросов был следующий: «Если класс вязкости 0W-20 (SAE J300) то его можно использовать при температуре от -35 до +20, так?» Мы, конечно же, ответили на него в комментариях. Однако чуть позже посчитали, что это нужно сделать в более расширенном формате, потому как зачастую именно стандарт SAE J300 многими не совсем верно трактуется.
Но для начала вспомним, что же такое SAE. Society of Automotive Engineers (SAE) переводится как Общество Автомобильных Инженеров. Организованно оно было в 1905 году в США и насчитывало в своих рядах всего 30 человек. На сегодняшний день это уже более 121 000 человек из 87 стран мира. Одним из плодов творчества этой интернациональной команды стала классификация масел на зимние, летние и всесезонные с учетом их вязкости.
Типовая диаграмма классификации масла по стандарту SAE J300.
Все вы наверняка видели диаграмму этой классификации с синими и красными лучами, разбегающимися в минусовые и плюсовые температуры. И именно на основе этой таблицы и принято в последнее время подбирать масло для двигателей автомобиля. Видимо, глядя на эту диаграмму, наш подписчик и озадачился вопросом по поводу эксплуатации автомобиля на масле 0W-20. Давайте на примере этого масла эту диаграмму и разберем.
Первое, на что все обращают внимание, так это на левую синюю сторону диаграммы. Эта ее часть показывает температуру прокачиваемости масел и проворачиваемости коленчатого вала при отрицательных температурах.
Левая часть диаграммы отражает минимальные температуры применения масел с разной вязкостью.
И, как видим, у масел с индексом «0» перед W она самая низкая – минус 40ºС. О чем это говорит? Это говорит о том, что если вы вдруг все же решитесь завести автомобили при столь низкой температуре, то у вас это получится, потому как загустевшее на морозе масло позволит стартеру провернуть коленчатый вал и прокачается по масляной системе. Следовательно, это значение температуры можно рассматривать как максимально возможную отрицательную температуру, при которой возможен условно безопасный пуск двигателя. С этим не поспоришь.
Теперь давайте посмотрим на вторую, красную половину этой диаграммы. В ней указано, на какую максимально возможную плюсовую температуру рассчитано масло.
На данной диаграмме температура применения масла 0W-20 до +30ºС .
И вот тут и возникает резонный вопрос? Если в данной диаграмме красный лучик упирается в отметку +30ºС, значит, выше этой температуры на масле 0W-20 эксплуатировать автомобиль нельзя? Тогда как быть тем, у кого в инструкции по эксплуатации к автомобилю прописано именно масло с такой вязкостью? Ставить машину летом на прикол? В теории — да. На практике — совсем нет. Посудите сами. У исправного двигателя зимой и летом рабочая температура одинаковая. И она куда выше, чем +30ºС. Следовательно, обращать внимание на эту цифру при выборе масла следует, но только в совсем другом ключе. Тем более что последнее время этих самых таблиц в сети появилось великое множество, где масло 0W-20 то подходит до +10ºС, то до +50ºС.
Вариации диаграмм применения масла в зависимости от температуры. Обратите внимание на масло 0W-20.
Оценить истинные характеристики масла при высоких температурах позволяет уже не диаграмма, а таблица все того же стандарта SAE J300, где для каждого масла есть минимальная и максимальная вязкость при температуре в +100ºС. Тех самых 100 градусов, которые в большинстве своем и являются рабочей температурой практически всех современных двигателей. На вязкость и нужно в первую очередь ориентироваться, когда идет речь о высокотемпературных свойствах моторного масла. Именно эти цифры дают представление о том, как разжижится масло при рабочей температуре двигателя.
Таблица вязкости масел при температуре +100ºC.
Помимо этого, SAE J300 регламентирует для каждого из масел и такой параметр, как HTHS, который измеряют уже при температуре +150ºС. Говоря простым языком, этот параметр дает нам представление о прочности масляной пленки в пятне контакта трущихся в условиях масляного клина деталей. Чем выше этот параметр, тем масляная пленка прочнее. Чем он ниже, тем менее прочна пленка. Подробно, что такое HTHS, мы рассказывали здесь.
HTHS вязкость масел при +150ºС.
Кстати, согласно стандарту SAE J300, вязкость 0W-20 должна быть в пределах 6,9-9,3 сСт. Не самая высокая вязкость, если сравнить с показателями других масел. Зато HTHS в 2,6 мПа*с обеспечивает и высокую топливную экономичность ввиду меньшего сопротивления сдвигу, и прочный масляный клин. Именно поэтому масло 0W-20 большинство автопроизводителей рекомендуют заливать в двигатели современных автомобилей. Причем в инструкциях по эксплуатации этих автомобилей есть диаграммы по применению этого масла в соответствии с температурой окружающей среды. И, судя по ним, температуру применения масла 0W-20, автопроизводитель не ограничивает +20ºC.
Скан руководства по эксплуатации автомобиля. Как видите температурный диапазон применения масла 0W-20, по мнению производителя, довольно широк.
Надеемся, вам была полезна эта информация. Следите за публикациями.
Наша страница на DRIVE2: