С началом сезона многие автолюбители озадачились ревизией тормозной системы и обслуживанием суппортов. Оно и понятно, от этого зависит не только безопасность, но и то, как долго прослужат тормозные колодки и тормозные диски. Для того чтобы они служили долго, нужно знать, как их обслуживать и чем смазывать. О смазках сегодня и пойдет речь. Ранее мы уже рассказывали ( Статья 1 и статья 2) о таких смазках, а сегодня решили напомнить.
На самом деле, для того, чтобы полноценно обслужить тормозную систему, нужны не простые, а специализированные смазки, рассчитанные на специфические условия работы в условиях высоких температур и влаги. Обычно такие смазки делятся на универсальные и узконаправленные, то есть отдельно для колодок, отдельно для поршней и отдельно для направляющих.
Со смазок для колодок, пожалуй, и начнем. Да-да, именно для колодок. Естественно, никто смазывать их рабочую сторону не собирается, а вот обратную часть обработать смазкой необходимость есть.
Смазывая тыльную часть, мы не только защищаем нерабочую часть колодки от коррозии, но еще и снижаем вероятность возникновения скрипа. Именно интенсивные микро перемещения колодки и контакт её при таких перемещениях с корпусом поршня, скобы и суппорта, зачастую, и вызывают неприятный звук при торможении.
Не стоит забывать и про торцы колодки. Они смазываются для облегчения ее перемещения по направляющим в суппорте. И в первом, и во втором случае вполне можно использовать либо универсальную смазку на силиконовой основе МС 1600 для суппортов, либо противоскрипную смазку МС 1620 для нерабочих поверхностей колодки.
Эти смазки работают в широком диапазоне температур и по максимуму отрабатывают сезон, обеспечивая как плавность перемещения колодки, так и акустический комфорт, сводя на нет посторонние звуки при торможении вызванные вибрациями колодок.
От колодок переходим к поршню. От его способности своевременно выдвинуться и обеспечить необходимое давление зависит, насколько сильно колодки прижмутся к дискам. Будет заедать — торможение будет неэффективным, перестанет задвигаться обратно — колодки перестанут отходить от диска, отчего начнется их преждевременный и неравномерный износ.
Страдают от этого, ко всему прочему, и топливная экономичность, и динамика автомобиля. Конечно, правильнее всего поршень смазывать еще до того как он установлен в суппорт, то есть при сборке узла перед установкой на автомобиль.
Однако и во время эксплуатации пополнить количество смазки вполне возможно. Для этого достаточно, выдвинув поршень в максимально возможное положение и аккуратно отжав пыльник, ввести под него небольшое количество смазки, скажем, посредством шприца. После этого поршень задвигается обратно и на место ставятся рабочие или новые колодки. А для того чтобы поршень не выпал, можно воспользоваться старыми изношенными колодками. Установленные на место эксплуатирующихся или новых, они не дадут поршню выдвинуться больше положенного.
Смазывать же поршень советуем полиалкиленгликолевой литий-комплексной смазкой PAG. Она обеспечивает максимально плавное скольжение и надежную защиту от износа поршня и зеркала цилиндра в условиях малых колебательных перемещений и в широком диапазоне температур. При этом в зоне контакта ее нужно совсем незначительно количество.
Рекомендуется её наносить и на направляющие. Именно они отвечают за плавность и равномерность перемещения плавающей скобы. Историй о закисших пальцах и заклинивших тормозах очень большое количество. А все потому, что в большинстве своем направляющие пальцы либо были не смазаны, либо смазаны не тем.
Да, случается и так. Порой, по незнанию, автолюбители сами сокращают жизнь суппорту, смазывая палец, например, медной или графитовой смазкой. А между тем, изготовленные на основе минеральных масел, они вступают во взаимодействие с резиновыми пыльниками, от чего те разбухают или высыхают и уже не обеспечивают должную защиту направляющих от влаги и грязи.
Попав в зону работы пальца, эти ингредиенты накапливаются, вызывая коррозию, после чего закоксовываются, вызывая заклинивание узла. Смазка PAG абсолютно нейтральна к резинотехническим изделиям. Да и для правильной работы узла ее нужно крайне незначительное количество. Одного стик-пакета массой 5 гр. вполне хватит на смазывание направляющих суппортов одной оси.
Так же для смазывания направляющих можно порекомендовать смазку на силиконовой основе МС 1630 с PTFE. Мелкодисперсные частицы PTFE в зонах контактного взаимодействия образуют тонкую разделительную пленку, которая способна, при определённых условиях, значительно снижать коэффициент трения. Благодаря уникальным физико-химическим свойствам, PTFE способен сохранять свои эксплуатационные характеристики даже при работе в агрессивных средах в широком интервале температур.
Впрочем, если у вас в арсенале уже есть универсальная смазка для суппортов МС 1600, то смазать направляющие можно и ей. Она вполне подходит для этих целей: главное, не переборщить. Случалось, что по доброте душевной, владельцы или мастера обильно смазывали направляющие этой смазкой, после чего она закоксовывалась. Это как раз тот случай, когда кашу маслом можно испортить. Тщательно(!) очистив направляющие и смазав их очень тонким слоем (с «непрокрасом») МС 1600, вы обеспечите надежную и долгую работу этого узла.
Напомним, что МС 1600 – смазка универсальная и подходит для обслуживания всех узлов суппорта (колодки, направляющие, поршни). Единственное серьезное ограничение — это невозможность применения смазки МС 1600 на поршнях в том случае, если тормозная система заправлена тормозной жидкостью DOT5. Эта жидкость, как и смазка МС 1600, сделана на силиконовой основе, а подобное, как известно, растворяется в подобном. А вот с жидкостью DOT5.1 смазка МС 1600 вполне совместима, потому как силикона в этой тормозной жидкости нет — она является следующей ступенью развития жидкости DOT4.
Ну, и, конечно же, после завершения обслуживания тормозной системы, перед началом движения обязательно продавите педаль тормоза до упора несколько раз. Таким образом, вы вновь приведете колодки в состояние полной готовности, выбрав все ненужные зазоры. Немало страху натерпелись те, кто после того, как обслужили систему, забыли это сделать. Нажав на педаль тормоза, после начала движения, они отмечали полное отсутствие тормозов с первого, а то и со второго нажатия педали.
Очень часто перед обслуживаем суппортов возникают множество вопросов и сомнений – пишите их в комментариях в наших соцсетях, мы обязательно ответим. Если же вы пользовались нашими смазками при обслуживании тормозной системы, будем рады узнать подробности о вашем опыте!