И химия, и физика. — ВМПАВТО

И химия, и физика.

Коррозия. Об этой напасти автомобилисты знают не понаслышке. Она сжирает кузова. Она истончает толстенные рамы. Она с легкостью нарушает работу электрооборудования. Она не гнушается даже деталями из алюминия. Однако помимо химической и электрохимической коррозии, которые пытается буквально превратить автомобиль в труху, существует еще один тип коррозии. Это фреттинг-коррозия. И противостоять ей порой не могут даже коррозионностойкие стали.

В основе фреттинг-коррозии лежат физико-химические процессы, протекающие на молекулярном уровне. Окислы, появившиеся в местах контакта сопрягаемых деталей, со временем отслаиваются и становятся своего рода абразивом. Он-то и начинает разрушать детали. Дело в том, что как бы ни были хорошо притянуты друг к другу или как бы плотно не были посажены, так или иначе, во время эксплуатации детали буду друг относительно друга перемещаться. Причем амплитуда перемещения может быть в пределах 0,025 мкм. Этого вполне достаточно, чтобы процесс пошел.

Изменение цвета посадочного места говорит о начале фреттинг-коррозии.

Визуально в начальной стадии фреттинг-коррозия проявляется в появлении цветных пятен на детали. Далее она обозначит себя порошкообразным налетом с коричневатым оттенком. И в особо запущенных случаях ее характеризуют натиры и выровы металла. Все эти признаки появляются в месте сопряжения деталей.

Пример фреттинг-коррозии на коленчатом вале в месте посадки зубчатого шкива.

Но где в автомобиле такое возможно? На самом деле мест хватает. Однако ярким проявлением фреттинг-коррозии являются закисшие в посадочных местах ступичные подшипники. Наверняка многим из Вас приходилось мучиться при их извлечении, например, из поворотного кулака или наблюдать, как с ним борются мастера сервиса. В ход идут и обратные молотки, и специальные съемники, и болгарки, и даже газовые горелки. И это при том, что в процессе сборки этого узла каких либо проблем не возникало. Подшипники в новую деталь влетали как по маслу.

Снять обойму ступичного подшипника порой очень сложно.

Многие мастера, кстати, так и поступают. Для облегчения монтажа посадочное место обильно смазывается смазкой. Есть у них надежда, что и в дальнейшем эта смазка позволит разобрать узел без каких либо проблем. Однако не все знают, что для предотвращения фреттинг-коррозии нужна не обычная смазка, а специальная. Для начала она должна быть герметизирующей. Чем меньше агрессивных сред попадет в место сопряжения деталей, тем лучше. Во-вторых, в ее составе должны быть ингибиторы коррозии, которые в случае проникновения влаги предотвратят появление окислов. С них, как вы помните, все и начинается. И в завершении она должна обладать хорошими смазывающими свойствами. Это нужно, чтобы перенести процессы скольжения одной детали относительно другой в другие среды.

Для предотвращения появления фреттинг-коррозии посадочное место необходимо смазать анти-фреттинговой пастой.

Не так давно в производственной программе нашей компании такая смазка появилась. Точнее говоря, это даже не смазка, а паста, потому как больше напоминает последнюю по консистенции. «Антифреттинговая паста» идеально подходит по своим характеристикам для применения в ступичных подшипниках. Помимо этого, её с успехом применяют в сайлентблоках, развальных болтах и прочих узлах, где требуются хорошие разделительные свойства. Не будет она лишней и на резьбовых соединениях подвески автомобиля. Помимо автомобиля, нашла анти-фреттинговая паста свое применение и в промышленном оборудовании. Например, ее с успехом применяют в прокатных станах.