Руководитель направления моторных масел еще раз внимательно осмотрел поршни. Слой нагара на днище, лаковые отложения ниже первого компрессионного кольца, залаченная внутренняя часть — все это говорило о том, что масло не прошло тест на двигателе. Подтверждали это и подкопчённые своды камеры сгорания.
Наличие сильных отложений ниже первого компрессионного кольца говорит о том, что масло не прошло высокотемпературный тест.
Свод камеры сгорания в отложениях. У масла, которое прошло испытания, их практически нет.
Так выглядит поршень с двигателя, в котором масло прошло высокотемпературный тест. Отложения ниже первого компрессионного кольца практически отсутствуют.
А ведь так хорошо начиналось. И выверенная рецептура, и разнообразные лабораторные тесты, и элементный анализ. Все было идеально. Оставалось только откатать масло на моторном стенде, удостовериться, что все хорошо и можно приступать к расширенным эксплуатационным испытаниям на автомобилях. Однако результат, полученный на двигателе, фактически слил в бочку с отработкой плоды кропотливой работы целого коллектива. Теория и практика на этот раз разошлись.
То, что без своего собственного парка моторных стендов при разработке и производстве моторных масел не обойтись, стало понятно тогда, когда появился первый образец масла. В то время мы, как и большинство производителей, заказывали испытания на стороне. В нашем случае это был Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, который располагал и методиками испытаний моторных масел, и моторными стендами.
В Политехе мы испытывали наши первые образцы масел.
И все нас тогда устраивало в этих испытаниях, за исключением одного. Уж очень долго приходилось ждать своей очереди для того, чтобы приступить к тестам. А учитывая то, что испытания проводились исключительно в рамках 8 часового рабочего дня процесс порой, затягивался на месяц и более. Тогда-то и зародилась идея обзавестись своим собственным парком моторных стендов.
Моторные стенды размещены в специальном помещении, где может поддерживаться определенный температурный режим.
Идею о покупке готовых стендов мы отмели практически сразу. Уж очень громоздки и дороги они были. В итоге было принято решение разрабатывать свой собственный моторный стенд. Об этом мы подробно рассказывали здесь. В итоге у нас получился компактный, мобильный, и, что немаловажно, универсальный стенд. Сегодня у нас их уже несколько, и они обеспечивают все наши потребности по испытанию моторных масел. При необходимости работать они могут одновременно и с разными двигателями.
Трехцилиндровый турбированный двигатель JLH-3G15TD демонтирован и готовится к дефектовке.
Стенды постоянно модернизируются, а двигатели обрастают различного рода датчиками и дополнительным оборудованием. Так, к примеру, одних только датчиков температуры на моторе может быть до 20 штук. Температура снимается практически с любого узла или детали. В частности, мы замеряем нагрев коренных подшипников шеек коленчатого вала и подшипников скольжения распределительных валов. Естественно, что есть дополнительные датчики охлаждающей жидкости и масла.
Термопары внедрены в шейки коренных подшипников коленчатого вала.
Модернизированный стенд с двигателем ВАЗ-21129.
Стенды работают у нас в круглосуточном режиме. Это позволяет оперативно тестировать образцы масел. К примеру, стандартный тест на высокотемпературные отложения, который длится 90 часов, у нас с учетом остановок для отбора проб и замера уровня масла каждые десять часов, занимает не более пяти дней. Такой же тест на стороне делался не меньше двух недель. Плюс еще неделю занимала подготовка отчета. Мы же уже к концу пятого дня можем сделать выводы о том, перспективно ли далее проводить испытания масла или рецептура требует доработки.
При высокотемпературных испытаниях жара в этом помещении под + 60 ºC.
На этот раз масло однозначно нужно дорабатывать. Естественно, для этого потребуется какое-то время, и это отложит выход нового продукта на рынок. Но сделать это необходимо. Ведь только после того, как масло с честью выдержит все испытания, мы можем гарантировать его качество. А качество своей продукции мы гарантируем всегда.
А еще мы гарантируем, что три наши подписчика на DRIVE2, которые проголосуют и правильно предположат в комментарии, какое же мы масло сейчас разрабатываем, получат по 5 литров масла в подарок. Масло можно будет выбрать здесь. Победителей мы объявим в день презентации нового масла, которую проведем на страницах нашего блога. Подписывайтесь, голосуйте, комментируйте и выигрывайте.