![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/5_QuaN40NYXz3jRwrGx46AtPfOk-1920-1024x461.jpg)
Утро третьего дня началось с отбора пробы масла и осмотра цилиндров эндоскопом. Щуп показал, что к пробегу в 2000 км незначительный угар все же есть. Точно узнать, сколько масла угорело, можно будет только после окончания пробега и слива масла из картера.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/IAcVbadR3qiPj4daQnl2PL6WBpc-1920-1024x462.jpg)
Осмотр цилиндров криминала не выявил. Количество нагара не увеличилось. Более того, его даже стало чуть меньше. Впрочем, это и понятно. При трассовых режимах нагар, как правило, не образуется, а тот, что есть, эффективно выжигается на высоких оборотах.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/y_zf7B8TABi_yJogfj48KVHszXQ-1920-1024x576.jpg)
Далее планировался пробег по горным серпантинам. Маршрут был закольцован и составлял порядка 600 км. Кавказский хребет встретил проливным дождем и шквалистым ветром. Радовало, что хоть дороги были не под снегом.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/SMgLZLcE539_sg0jIL3-gtMta-8-1920-1024x576.jpg)
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/8DlLZW_S7Nv9Z_udrRZS3m15CHM-1920-1024x576.jpg)
На липучках в снегопад по горам было бы сложно ездить. Двигатель работал штатно, температура была все в тех же пределах, что и при езде по трассе. В общей сложности на серпантинах было проведено около 5 часов. Еще несколько часов ушло на то, чтобы добраться до этого естественного полигона и вернуться обратно. В итоге нагрузки на двигатель и на масло в этот день были несколько иными, нежели при езде по трассе. Вечерний замер уровня масла показал, что после серпантинов он не изменился.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/br2NuN_UL42tq8Kt_82hQC421v4-1920-1024x461.jpg)
А потом было еще два дня пути домой. Так как они проходили все по тем же местам, описывать дорогу смысла нет. Каких-то коллизий тоже не произошло. Все работало штатно. Всего за время пробега было пройдено 4727 км. Можно было, конечно, еще намотать километры по городу, но нас интересовал именно анализ масла с трассы, а так же его способность сопротивляться угару при высоких оборотах двигателя. Как ведет себя наше масло при эксплуатации в городе, покажут пробы с других автомобилей.
Напомним, что еще четыре автомобиля сейчас так же проходят испытания. Два из них перемещаются исключительно по городу. Два наматывают километры в смешанных режимах. Отчет о том, как ведет себя масло в их двигателях, так же планируется к публикации.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/qLbo7HZZRMpRiSQQzRStNJe_gJo-1920-1024x769.jpg)
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/9qfzB7Y0cc9osmanjvDrMZnpQiE-1920-1024x769.jpg)
Слив и замер оставшегося объема масла с учетом отбора пробы показал, что за это время в цилиндрах угорело всего 250 миллилитров. Цифра довольно скромная, учитывая тот факт, что используемое ранее бюджетное масло за такой же пробег с середины щупа опустилось до минимальной отметки. Анализ в независимой лаборатории определил, что элементный состав масла практически не изменился, что говорит о высоком его потенциале при более длительном периоде использования.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/E-AZdlPjjMx5K-zdJq1HjweuWj8-1920-724x1024.jpg)
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/oPK8_HEkoYtHxsqoYDeT9tJpAn8-1920-724x1024.jpg)
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/KKATRFyhUIUpFlxB8zeDPYeWF94-1920-724x1024.jpg)
Не сильно поменялись и такие показатели, как кинематическая вязкость и щелочное число. Вязкость с 12,4 мм2/с опустилась до 11,3 мм2/с. Щелочное число свежего масла было 9,23 мг.КОН. После пробега оно составило 8,0 мг.КОН. Это так же позволяет говорить о том, что пакет присадок и далее способен эффективно нейтрализовать кислоты, которые образуются при окислении масла и сгорании топлива.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/fgL6eJsODN6JVLDqjcktNtaYzFc-1920-1024x461.jpg)
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/Ct3eEfBH-IUnnKTaJsGkIeriryM-1920-1024x461.jpg)
Что же касается стука гидрокомпенсаторов, который так испугал на второй день пробега, то причиной, вероятнее всего, был масляный фильтр. Распилив предполагаемого виновника, мы обнаружили в нем довольно плотную фильтровальную бумагу. Видимо, на морозе через нее в первые несколько секунд работы двигателя масло не успевало прокачиваться в том объеме, которое необходимо, чтобы полноценно заполнить гидрокомпенсаторы. Вот они и тарабанили.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/jSGbS-NuHdk6n8-921mvA4Cf03E-1920-1024x461.jpg)
Впрочем, то, что эти фильтры в первые секунды не позволяют создать в системе необходимое давление, отмечают многие. На просторах интернета подобных отзывов немало. (Выяснилось позже при разборе возможных причин ). Особенно ярко проявляется это при эксплуатации в Вазовских моторах. Поскольку это предположение, а веских доказательств в том, что в странном поведении виноват именно фильтр этой компании, нет, обозначать производителя мы не будем. Скажем лишь, что большая часть их продукции относится к бюджетному ценовому сегменту.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2023/03/TyRLNH4YyD0xUfKGP66ad4Ou_n8-1920-1024x768.jpg)
Испытания масла продолжаются. Помимо гражданских автомобилей, мы планируем провести испытания масла и на гоночном автомобиле нашей команды. Автомобиль уже «гонялся» на нашем масле, правда, на динамическом стенде. И показатели по отдачи мощности были не хуже, чем на специализированном спортивном масле. Чуть позже проверим его в реальных кольцевых гонках.
![](https://smazka.ru/wp-content/uploads/2022/07/Снимок-экрана-2022-07-05-в-12.24.57-1024x266.png)