Друзья. Вы, наверное, помните материалы, в которых мы рассказывали о том, как тестировали наше масло. В какие автомобили заливали. Как и где они эксплуатировались. Многие из вас тогда посчитали, что тех километров, которые набегали наши испытуемые, недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы по свойствам масла. А стендовые испытания в политехническом университете и вовсе сочли синтетическим тестом. Мол, 150 часов на стенде – это, конечно, хорошо, но не отражает действительности. Вот если бы ваше масло в такси отмолотило 15 000 км, вот тогда и результаты будут такими, которым можно верить. Мы вас услышали.
Полтора месяца назад руководство компании ru.taxi, ознакомившись с характеристиками нашего масла и результатами испытаний, сочло возможным его применение в своих автомобилях. Особенно их подкупило, что сделали мы масло на основе собственного пакета присадок. Ну а то, что масло застраховано, и вовсе сняло все сомнения. Так наше 5W-30 А3/В4 попало в таксопарк на сервисную замену. Причем семь автомобилей нам позволили периодически снимать с линии, чтобы брать пробы.
Для контроля мы отобрали четыре Skoda Rapid, два Kia Rio и один Hyundai Solaris. Пробеги на автомобилях были разными. На Rapid они варьировались в среднем от 44 000 до 140 000 км. Один Rio к началу мониторинга пробежал 33 000 км, второй — 110 000 км. Solaris намотал до знакомства с нашим маслом так же порядка 110 000 км. На всех машинах мы осмотрели эндоскопом ЦПГ, а так же взяли отбор проб масла, на котором автомобили ездили до этого. И вот в один прекрасный апрельский день наши подопытные после замены масла разъехались из гаража. Кто-то сразу на линию, кто-то ожидать начала смены, а кто-то…
А кто-то в этот же день вернулся в гараж на кузовной ремонт. Надо же было такому случиться. Но одна машина буквально через два часа после плановой замены масла попала в аварию. Для нас это стало, конечно, определенного рода неожиданностью. Тогда мы посчитали, что этот автомобиль для науки потерян навсегда. Впрочем, нужно отдать должное руководству компании — машину вернули на линию уже через 2 дня.
Первый отбор пробы мы планировали взять на пробеге в 5000 км. Нужно сказать, что все машины намотали этот пробег примерно одинаково. Разница по пробегам была километров в 500, не более. У кого в плюс, у кого в минус. Поэтому мы их решили собрать все в один день. И, как выяснилось, это не такая уж и простая задача. Таксисты народ своенравный, да и время для них — деньги. Но, так или иначе, пробы взять получилось.
Первое, что отмечалось при взятии проб, так это на каком уровне было масло на щупе. Не секрет, что VAG двигатели склонны к повышенному угару масла. Так вот, ничего подобного на первых 5000 км пробега замечено не было. Уровень масла на всех Rapid снизился незначительно. Учитывая пробеги автомобилей и состояние ЦПГ, это нормально. Не требовали долива масла и корейские автомобили.
Не мене интересен нам был и анализ, показывающий, насколько хорошо само масло справляется с нагрузками. За это в масле отвечают полимеры. В итоге и по кинематической вязкости показатель был более чем достойный. Изначально она у масла 5W-30 A3/B4 была 11,54 мм2/с. На момент отбора пробы на моторах Rio и Solaris тех, что с пробегом за сотню, кинематическая вязкость снизилась максимум до 11,02 мм2/с. и до 11,03 мм2/с. У остальных просадка по этому показателю была вовсе малозначительной.
Осталось в допуске и щелочное число. У нового масла оно было 10 ед. Максимальное падение до 6,4 было замечено лишь на одном автомобиле. К началу испытаний пробег этого Kia Rio составлял 110000 км, и его двигатель был довольно зашлакован, что и сказалось на состоянии масла по этому показателю. У остальных автомобилей падение щелочного числа был не больше чем на 2,3 единицы.
В итоге первый отбор проб показал, что к пробегу в 5000 км даже в условиях работы такси наше масло показывает себя как довольно крепкое. А сходимость результатов на разных двигателях с разной степенью износа и разной манерой езды водителями говорит о высокой его стабильности в различных условиях эксплуатации.
Следующие отборы проб были запланированы на 10 000 км. Часть из них планировалось отдать в независимую лабораторию на элементный анализ. Он покажет, есть износ двигателя на нашем масле или нет. Но об этом уже в следующем материале.