Как проверить масло на диспергирующие свойства? — ВМПАВТО

Как проверить масло на диспергирующие свойства?

Друзья! Этой публикацией мы продолжаем тему моющих свойств масла. Нужно заметить, что материал «А моет ли масло двигатель?» вызвал бурные обсуждения в комментариях. Сторонники и противники этой теории оказалось немало. Рассудило всех голосование. Все же тех, кто считает, что масло отмыть двигатель не может, оказалось больше. И это большинство, право. Как тогда, так и сейчас мы утверждаем, что основная задача масла и моющих присадок в нем — не отмыть двигатель, а не дать побочным продуктам горения осесть на его деталях. То есть диспергировать их и надежно удерживать в себе до того момента, пока масло не будет слито с двигателя в конце срока эксплуатации. А как проверить диспергирующие свойства масла? Рассказываем.

Для того чтобы узнать, как масло в реальных условиях будет диспергировать отложения, его нужно прогнать через моторный стенд.

Нужно заметить, что сертифицированного лабораторного теста на диспергирующие свойства масла для бензиновых двигателей не существует. Есть, правда, ГОСТ 5726-2013. Испытания по нему проводится на одноцилиндровом двигателе, который вращается при помощи электромотора и без подачи топлива. То есть проходят в щадящем режиме и не отражают полной картины.

Мы же для определения диспергирующих свойств масла используем ASTM 8111. Этот метод испытаний применяется для оценки высокотемпературных характеристик масла, включая изменение кинематической вязкости, образование отложений на поршнях и угар. И он хоть и косвенно, но наиболее наглядно отражает еще и работу масла в формате диспергирования.

Суть его заключается в следующем. Двигатель на стенде под нагрузкой работает 110 часов. Затем его разбирают и оценивают количество нагара. В процессе работы каждые 10 часов отбирается проба масла. Так вот эти самые пробы, помимо контроля вязкостных показателей, дают еще и представление о том, как масло диспергирует в себя продукты горения.

Ретардеры задающие нагрузку от многочасовых испытаний и высоких температур меняют цвет. Стальной цвет крыльчатки поменялся на фиолетовый. (Стенд «несется» со скоростью 125 км/ч).

Такие испытания мы проводим регулярно. Нам это позволяют делать наши моторные стенды. Буквально на днях завершилось очередное испытание, и мы хотим вам продемонстрировать, как сильно меняло свой цвет масло во время работы трехцилиндрового турбированного двигателя Jlh-3g15td Geely Сoolray. Напомним, что в свое время нами был приобретен этот автомобиль на аукционе годных остатков. И этими самыми годными остатками, к радости для нас оказались двигатель и роботизированная коробка с пробегом всего 1000 км. И вот теперь этот мотор тоже служит нам в качестве стенда. Как вы понимаете, при таком пробеге двигатель изнутри изначально был чист. Подтвердило это и его вскрытие после первых испытаний. На сегодняшний день он уже трижды намотал по 110 часов. И, как и в первый раз, его «внутренний мир» продолжает оставаться чистым.

Нижняя часть мотора обычно самая грязная. Но здесь отложений нет. А вот остатки масла загрязнены сильно.

А вот масло, которое мы каждый раз сливаем в конце испытаний, похвастать этим не может. Каждый раз оно черное. Не стал исключением и последний тест. Обратите внимание, как оно менялось в процессе отбора проб. (Напомним. Пробы брались каждые 10 часов). Первые 10 часов а они равносильны 1000 км пробега масло лишь слегка потемнело. Однако потом становилось все темнее и темнее, и уже к седьмой пробе практически перестало просвечиваться. Хотя все это время на щупе оно было относительно светлым.

По образцам видно, как масло меняло свой цвет. Крайний левый образец — это свежее масло. Каждый последующий: проба через 10 часов работы. Без подсветки кажется, что масло потемнело уже не третьем образце.

Те же образцы, но с подсветкой. В действительности масло «набрало вес» лишь на 7 образце. То есть через 70 часов работы, что приблизительно равно 7000 км пробега.

О чем это говорит? Во-первых, о том, что судить о состоянии масла в двигателе лучше всего не по щупу, на котором масло находится в тонком слое, а по пробе, отобранной в емкость, и сравнении ее со свежим маслом. А во-вторых, о том, что если масло чернеет, значит, оно обладает хорошими диспергирующими свойствами. Вбирая в себя все побочные продукты горения топлива, оно не допускает их оседания на деталях двигателя. Именно в этом и состоит основная задача детергирующих и диспергирующих присадок, которые именуются моющими. А подтвердить, насколько они хороши, может только вскрытие двигателя.

Но может все же есть возможность определить диспергирующие свойства масла кустарным способом? В теории, конечно, можно намешать какую ни будь жижу и вводя ее в масло, смотреть, как она в нем будет бесследно растворяться или удерживаться во взвеси. Но что это даст? Сомнительную визуализацию с непонятными выводами, на ней основанными?

Именно поэтому до сих пор каких либо отражающих реальность по диспергирующим свойствам масла тестов, кроме как тестов на моторном стенде не существует. Образование нагара и отложений из продуктов горения топлива — процесс довольно сложный, и в достоверном виде картину взаимодействия с ними масла, кроме как в работающем двигателе, не получить.

И вот для того, чтобы обладать по маслам исчерпывающей информацией, мы и имеем несколько моторных стендов, на которых постоянно проводим испытания, в том числе и на образование нагара и отложений. Следует заметить, что не каждая масляная компания может себе позволить лабораторию моторных стендов. Блендеры их и вовсе не имеют.

Моторные стенды в специальной комнате.

Кстати, те из вас, кто посещал наш фирменный магазин при заводе, наверняка слышал и некоторые даже и видел наши моторные стенды. Лаборатория находится в соседнем с магазином и ПЗМ помещении, и дверь в нее бывает открытой.

Дверь в лабораторию моторных стендов.

За этой дверью как раз и творится таинство испытаний моторных масел в условиях, максимально приближенных к реальности. Так что будете рядом, не примените заглянуть. Покажем и расскажем. У нас от друзей тайн нет.

Кстати. А каким исследованиям больше доверяете вы? Натурным или лабораторным. Проголосуйте.

Надеемся, эта информация была вам интересна.