
Придирчивый покупатель изучал пятый по счету обводной ролик ремня генератора. Его взгляд был пристальным, а движения пальцев точными и уверенными. Едва уловимый тактильно люфт, стал для него весомым аргументом против покупки. «И это подделка!» — провозгласил он, не скрывая своего недовольства. «Люфта быть не должно» — добавил он.
Продавец попытался развеять сомнения покупателя, стараясь донести до него такое понятие, как тепловой зазор. Однако его слова разбились о стену недоверия. «Торгуете шлаком!» — бросил покупатель презрительно через плечо и покинул магазин. Продавец тяжело вздохнул. Подобные ситуации — неизбежная часть его работы. Но всё же каждый раз он надеется, что раз уж покупатель сам выбирает запчасть, то он должен хоть немного разбираться в особенностях работы механизмов.
Так, что должен знать покупатель, выбирая ролик на ощупь? Должен ли быть у подшипника люфт и что такое тепловой зазор? Давайте разбираться.
Начнем с того, что тепловой зазор – это критически важный элемент конструкции подшипников, обеспечивающий их бесперебойную и долговечную работу. Зазор компенсирует уменьшение расстояния между наружным и внутренним кольцами подшипника, которое может происходить из-за нагрева. В процессе работы подшипник нагревается, что приводит к тепловому расширению его элементов. Без теплового зазора это расширение могло бы привести к деформации подшипника и защемлению тел качения.
Необходим зазор и для правильной посадки подшипника, которая обычно происходит с натягом или сжатием. При монтаже подшипник может устанавливаться с натягом на вал или со сжатием в корпус. Это также приводит к уменьшению расстояния между кольцами, что компенсируется зазором.
Виды зазоров.

В зависимости от типа подшипника, различают радиальные зазоры и осевые. Радиальные зазоры обычно применяются в нерегулируемых подшипниках. Осевые зазоры используются в радиально-упорных подшипниках.
Выбор подшипника с оптимальным зазором осуществляется исходя из условий эксплуатации. Это позволяет снизить вибрацию и шум при работе механизма и обеспечить равномерное распределение нагрузок: Зазор способствует равномерному распределению сил между телами качения, что продлевает срок службы подшипника.
Получается что тепловой зазор – неотъемлемая часть конструкции подшипников, играющая ключевую роль в их надежности и долговечности. Так какими же бывают тепловые зазоры?
Для точных приборов, работающих в условиях низких температур, используется минимальный зазор C1. Он минимизирует люфт, гарантируя высокую точность позиционирования.
Зазор C2, меньше стандартного (CN), применяется в высокоточных механизмах, где требуется исключительная стабильность вращения. Минимальный зазор обеспечивает надёжную фиксацию и предотвращает люфты, что важно для оборудования с высокой точностью позиционирования. Как правило, такие подшипники применяют в высокоточных станках.
Стандартный зазор CN – это универсальное решение для большинства применений. Он обеспечивает баланс между точностью и износостойкостью. Подходит для большинства стандартных условий эксплуатации. Нормальный зазор обеспечивает достаточную компенсацию температурных расширений без значительного ухудшения характеристик подшипника. Он применяется в условиях, где нет значительных температурных перепадов, и поддерживается стабильная рабочая температура.
Когда температура повышается или нагрузка увеличивается, необходим больший зазор. C3 – это увеличенный зазор, компенсирующий тепловое расширение и предотвращающий перегрев подшипника. Подшипники C3 широко используются в автомобилях, например в ступицах или трансмиссии. Они хорошо выдерживают колебания нагрузки и температуры, а также высокие обороты. Данный тип подшипников рекомендуется для обводных и натяжных роликов ГРМ и навесного оборудования.
Для экстремальных условий, таких как высокая скорость вращения или интенсивный нагрев, используются C4 и C5 – значительно увеличенные зазоры. Используется в условиях повышенных температур или когда температурные изменения значительны. Такие подшипники используются в электродвигателях печей, сушильных установках, вентиляторах горячего воздуха, в цементных и литейных линиях.
Таблица величины тепловых зазоров.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наличие определённого зазора в подшипниках не является дефектом, а, напротив, служит гарантией его нормальной и продолжительной эксплуатации.
Пример обозначения теплового зазора в спецификации к подшипнику.

Если же дополнительно обеспечить подшипник высококачественной смазкой и своевременно её менять, то его срок службы увеличится многократно. Выбор подходящей смазки для конкретного типа подшипника – задача нетривиальная, требующая учета множества факторов. Подробно о методах подбора смазочных материалов мы расскажем в следующий раз.
Следите за нашими публикациями.
Наша страница на DRIVE2: