![](https://a.d-cd.net/-KtB24a0WduWrv8z542TuGq8Hbo-1920.jpg)
Друзья! Как вы знаете, наша компания имеет возможностью проводить тесты масел не только на лабораторном оборудовании, но и на своих моторных стендах. Сегодня мы хотим вам рассказать о том, как это происходит, на примере испытаний нового масла 0W-20 на пакете SP.
Для испытаний энергосберегающих масел нами в свое время был приобретен автомобиль Geely Сoolray. Машина пострадала в серьезном ДТП, но трехцилиндровый турбированный двигатель JLH-3G15TD и семиступенчатая роботизированная коробка передач остались абсолютно целыми. К тому же на момент ДТП автомобиль набегал всего 1050 км. Он-то для нас и стал еще одним моторным стендом.
![](https://a.d-cd.net/VmXWsPARKjQaVfFxj7z91chr8ew-1920.jpg)
Все, что было изувечено, с автомобиля сняли. В итоге остался практически голый остов. Сохранили лишь двигатель с коробкой, ходовую, бензобак, панель приборов и водительское сиденье. Вместо ведущих колес установили электромагнитные ретардеры.
![](https://a.d-cd.net/UE2yR0W9fPR3dXVVyeSDPS7xTXE-1920.jpg)
Один из ретардеров до установки на стенд.
В обычной своей жизни эти устройства помогают тормозной системе автобусов и грузовых автомобилей замедлять движение. В нашем случае ретардеры нагружают двигатель и коробку передач, имитируя движение автомобиля в различных режимах.
![](https://a.d-cd.net/dVXIss2wZtE_q9ZRY5V7j3nWEMU-1920.jpg)
Ретардеры закреплены на обе ведущие оси.
![](https://a.d-cd.net/Y906T9HyW6_EraI5VFaV_p3PrK0-1920.jpg)
К ступице колеса ретардер крепится через специально выточенные фланцы.
Изначально задавать режимы «движения» мы планировали при помощи штатного круиз-контроля. Не сидеть же в автомобиле постоянно и не давить на педаль газа. Однако ввиду повреждения различных датчиков он работать отказывался. Тогда было принято решение создать механический круиз-контроль. Шпилька М6, три гайки, металлическая трубка и распечатанная на 3D принтере «стопа» позволили решить вопрос длительного удержания оборотов двигателя на определенных режимах. Вращая трубку, как потенциометр, мы тем самым либо надавливали на педаль газа, либо ее отпускали.
![](https://a.d-cd.net/IAg1T9qgkm3g5NAQqmHkN5HQ020-1920.jpg)
Импровизированный круиз-контроль.
Одно из многочисленных испытаний, которое нужно пройти маслу, прежде чем появиться на полках магазинов — это испытание на высокотемпературные отложения. Согласно ASTM двигатель при таких исследованиях работает в различных режимах на протяжении 90 часов. Каждые 10 часов производится отбор пробы масла для его дальнейшего исследования, а так же делается замер уровня масла. После окончания испытаний двигатель разбирается и по состоянию нагара на юбке поршня оценивается, насколько хорошо масло противостоит высоким температурам.
Следует заметить, что нагар и лаковые отложения при этом исследовании оцениваются не в камере сгорания, а именно ниже первого компрессионного кольца.
Перед началом испытаний двигатель был промыт от остатков заводского масла. После чего его место в картере заняло наше масло 0W-20 на SP пакете. Масло заливалось исключительно посредством мерной посуды, чтобы в дальнейшем было проще считать его потери на угар. После завершения всех подготовительных работ двигатель был запущен. Режим подбирался так, чтобы температура масла в двигателе не опускалась ниже + 108 ºC. Максимальное ее значение должно быть + 120ºС. Температуру, как, впрочем, и многие другие показатели, контролировали при помощи подключенного сканера.
![](https://a.d-cd.net/EOE4AyuN_AR1K4Kqc4vrrM1MRhA-1920.jpg)
Спидометр ввиду отсутствия некоторых датчиков искажал показания. Тахометр и счетчик моточасов показывали правду.
![](https://a.d-cd.net/Znn0WkIZiE_ky9T9FAv6pbwB9gA-1920.jpg)
Недостающие данные считывались сканером. Им же перепроверяли и те, что выдавал щиток приборов.
Обороты старались держать в районе 2500-3000 об. мин. Падали они только в переходных режимах. Нагрузка на ретардерах составляла порядка 30%, при условии, что они могут создать момент в 500 Н.м. Температура в помещении, где работал двигатель, была в районе + 30 ºС. Каждые 10 часов двигатель останавливался на 10 минут. Отбиралась проба масла, замерялся его уровень, пополнялось топливо в баке, и стенд вновь запускался. На исходе четвертых суток было принято решение немного изменить условия теста и продлить время работы двигателя до 110 часов. Таким образом, мы решили приравнять моточасы к условным километрам пробега. В этом случае он у нас со всеми погрешностями стал порядка 10 000 км. В итоге двигатель отработал почти пять суток.
![](https://a.d-cd.net/0chIdNVDKNHZlzW5P4W-ONwmmE8-1920.jpg)
Масло заливалось и сливалось посредством мерной посуды.
После окончания исследования в первую очередь было слито масло. С учетом отбора проб расход масла на условные 10 000 км пробега оставил 1 000 мл, что для турбированных двигателей очень неплохой показатель. Но в большей степени нас, конечно же, интересовало состояние двигателя. Уже изъятый из моторного отсека мотор был разобран буквально за пару часов.
![](https://a.d-cd.net/LGcBBgWo0Um3DCDYFrSCqJ2alLI-1920.jpg)
Под клапанной крышкой идеально чисто.
![](https://a.d-cd.net/1m2wiVpuAIJg9IIeNwtnjOXA7dA-1920.jpg)
Нет даже намека на низкотемпературные отложения.
![](https://a.d-cd.net/QOTM8CCloWFVJ1rvD3qWKjRKt4Q-1920.jpg)
Осмотр производился в шесть глаз. Каждый узел или деталь фиксировались на фото.
![](https://a.d-cd.net/xfggHkjXCUjklLp1TF0kyESxYBU-1920.jpg)
Сухая турбина без признаков нагара.
Для начала мы оценили низкотемпературные отложения. Под клапанной крышкой, как и на других частях двигателя, каких либо отложений замечено не было. Двигатель сиял первозданной чистотой. Даже в тех местах, где обычно скапливается несмываемый остаток после удаления масла, намека на отложения не было.
![](https://a.d-cd.net/2V5IHKhyhPrGsmYPXGQHREp1a-8-1920.jpg)
В камере сгорания есть нагар но он незначительный.
Далее была демонтирована головка блока. Идеально чистых камер сгорания мы, конечно, не увидели, но и критичным то количество нагара, которое было на их сводах и поршнях, назвать нельзя. Более того, этот нагар стирался буквально пальцем.
![](https://a.d-cd.net/E9PbbF0RsbmGVU0p1cOoFXf2PzI-1920.jpg)
Поршни слегка «загорели».
![](https://a.d-cd.net/_FEdP2ysMGfbr9W0cLzSuKolhWs-1920.jpg)
Юбки поршней без признаков каких либо отложений.
![](https://a.d-cd.net/1l_Un-1fSnVlgoYP2yd4ISGmPH4-1920.jpg)
Ниже первого компрессионного кольца нагар не пробрался.
![](https://a.d-cd.net/32y88SjN9Ks00cYeYYneSJ-80YE-1920.jpg)
Юбка поршня. Антифрикционное покрытие на месте.
![](https://a.d-cd.net/9cmLToBSO2GcEgxPpkG405uyf04-1920.jpg)
Состояние стенок цилиндров.
![](https://a.d-cd.net/DWLuhBpo4Es7FOytO1qdbgahrBI-1920.jpg)
Шатунные вкладыши без признаков износа. Отсутствие износа подтвердил позже и элементный анализ. Частиц железа, как и прочих металлов в пробах 0 ppm.
Но самое приятное нас ожидало дальше. Юбки демонтированных поршней так же сияли первозданной чистотой. Закопчёнными на поршнях были лишь днища и жаровые пояса. Промежуток между первым и вторым компрессионным кольцом покрылся легким золотистым налетом. Все, что было ниже второго компрессионного кольца, было абсолютно чистым. Сами же поршневые кольца беспрепятственно двигались под собственным весом.
![](https://a.d-cd.net/WpO93AU3LXJJJuPmDc_IkftuZE8-1920.jpg)
Уплотнительное кольцо фазовращателя чуть увеличилось в размерах.
В процессе разборки двигателя мы имели возможность так же оценить и состояние резинотехнических изделий. Все сальники и герметики, которые контактировали с маслом, остались в первозданном виде. Немного увеличились в размерах лишь резинки, уплотняющие корпус фазовращателей. Впрочем, ASTM это для данного типа РТИ допускает.
![](https://a.d-cd.net/fBjSI1j4TPD0IeVoismCcsUYY4M-1920.jpg)
Пробы масла делались каждые 10 часов.
![](https://a.d-cd.net/9PN3CmFoqPfbkQoBOWoYFzNeCFU-1920.jpg)
Таблица результатов отбора проб масла ВМПАВТО 0W-20 SP.
Вот таким вот образом проходит одно из тестирований нашего масла. В скором времени двигатель будет собран, и на нем продолжатся испытания. Кстати, попутно с моторным маслом во время этого теста мы испытывали и наше новое масло для роботизированных коробок. Но это уже совсем другая история. Следите за публикациями.
Материалы опубликованные ранее:
Стендовые испытания масла в Политехе.
От рассвета до заката. Часть 1.
От рассвета до заката. Часть 2.
От рассвета до заката. Часть 3.
От рассвета до заката. Часть 4.
Наша страница на DRIVE2: