
Друзья! Знаете ли вы, что почти треть всех поломок подшипников происходит из-за проблем со смазкой? Статистика неумолима: 36% отказов – это результат неправильного выбора смазочного материала, его смешивания или неверного количества. Давайте разберёмся, что нужно учитывать при выборе смазки. Можно ли смазки смешивать. И какое количество смазки считается оптимальным для подшипника.
Подбор смазки.
Подбором смазок для конкретных подшипников занимаются инженеры их проектирующие. Дело это довольно трудоемкое и ответственное. Ведь именно от того насколько точно будет подобрана смазка зависит долговечность подшипника. В процессе подбора смазки учитывается множество факторов: тип и размер подшипника, нагрузка им испытываемая, частота вращения, рабочая температура, температура окружающей среды, условия окружающей среды (влажность, запыленность и прочее) и даже совместимость смазки с уплотнителями.
Пример характеристик подшипника.

Исходя из заданных условий эксплуатации подшипника и осуществляется тщательный подбор параметров смазки. А их существует множество. К ним относятся: консистенция, тип загустителя, точка каплепадения и многое другое. Ниже приведем пример, как подбирается смазка по такому параметру, как вязкость базового масла. Этот параметр определяет, насколько хорошо смазка сможет выполнять свои функции, и влияет на ее температурное поведение.
Для этого нужно знать средний размер подшипника, скорость его вращения и температуру окружающей среды, при которой он будет работать.
В этом нам поможет номограмма вязкости масла.

Для начала определяем средний диаметр подшипника (dm), Средний диаметр подшипника рассчитывается как сумма внутреннего и наружного диаметров, разделённая пополам. В нашем случае dm=350 мм. Так же нам необходимо знать приблизительную частоту вращения (n) этого подшипника. Допустим, она будет n=500 об/мин.
Далее с помощью номограммы определяем точку пересечения среднего диаметра (вертикальная линия) и частоты вращения (наклонная линия).
Затем проводим горизонтальную линию до пересечения с вертикальной осью и определяем минимальную вязкость (v1) при 40°С, требуемую для достаточного смазывания (слоя смазки минимальной толщины, но полностью разделяющего контактирующие поверхности) выше от этой точки. Так мы определяем минимальное значение класса вязкости ISO VG, которое можно выбрать. В нашем случае v1=11.
Далее переходим к номограмме зависимости вязкости от номинальной температуры.

С ее помощью определяем точку, в которой минимальная вязкость (v1) при 40°С (горизонтальная линия) пересекается с вертикальной линией ожидаемой номинальной температуры подшипника (T). То есть температуры, при которой он будет работать.
Определяем первую диагональную кривую выше от этой точки. Это и есть минимальное значение класса вязкости ISO VG, которое можно выбрать для данного подшипника.
Теперь мы знаем, какие характеристики по вязкости должны быть у смазки, чтобы обеспечить работу подшипника со средним диаметром в 350 мм, частотой вращения 500 об/мин при номинальной температуре +70°C. Минимальный класс вязкости смазки по ISO VG равен 32. Далее зная этот параметр можно начать подбирать смазку исходя из заявленных производителем характеристик.
Важно понимать, что таким образом мы с вами определили лишь один из множества параметров смазки. Именно поэтому подбор смазок задача, требующая глубокого понимания темы.
Пример характеристик смазки

Так как выбрать смазку самому? Рекомендуем поступить так, как поступает большинство сервисменов и автолюбителей – обратить свой взор на инструкцию по обслуживанию и ремонту автомобиля.
Пример рекомендаций автопроизводителя по применяемым ГСМ.

В ней обязательно будут указаны смазочные материалы, рекомендованные производителем для конкретного узла. И уже используя эту информацию, вы сможете применить именно ту смазку, которая нужна. Если нет конкретно той смазки что указана, то можно использовать аналог смазки от другого производителя.
Популярные смазки ВМПАВТО и их аналоги.

Облегчить выбор могут и рекомендации непосредственно производителей смазок. В них обычно указывают, для каких подшипников, и в какие узлы рекомендуется смазка. Мы на своих смазках указываем эту информацию.
Дополнение смазки.
Добавление смазки, не соответствующей той, что заложена с завода может привести к нежелательным последствиям. Дело в том, что смазки могут быть не совместимы либо по базовым маслам, либо по загустителям.
Таблица совместимости базовых масел

Таблица совместимости загустителей

В частности, при смешивании несовместимых смазок их консистенция может измениться и стать, например, более жидкой. Это, в свою очередь, повышает риск утечки смазки из подшипника. Утечка смазки ведет к недостаточному её количеству в зоне трения, что приводит к увеличению износа деталей и, в конечном итоге, к преждевременному выходу подшипника из строя. Следовательно, дополнять смазку можно только в том случае, если вы на 100 % уверенны, что это именно та смазка, которая заложена в подшипник на заводе или смазки совместимы по всем параметрам.
Количество смазки в подшипнике.
Объём смазки, закладываемой в подшипник, зависит от типа подшипника и условий эксплуатации. Обычно производители для каждого конкретного подшипника предоставляют рекомендации по объёму смазки. Если этих данных нет, то можно воспользоваться усредненными данными. Из них следует, что в высокоскоростные подшипники нужно закладывать до 30% смазки от общего объема. Для работающих на средних оборотах — 50% смазки. Тихоходные подшипники следует заполнять на 75–90% от общего объема.
Примерный объем смазки рекомендуемый для закладки в ролики ГРМ.

Для тех же, кто привык к более точным цифрам, есть формула расчёта объёма смазки:
V (г) = 0,005 × D (мм) × B (мм),
где: V — объём смазки; D — внешний диаметр подшипника; B — ширина подшипника.
Пример расчёта. Если внешний диаметр подшипника натяжного ролика ремня ГРМ равен 50 мм, а ширина — 15 мм, расчет будет следующим: V = 0,005 × 50 × 15 = 3,75 г. Следовательно, в данный подшипник необходимо заложить 3,75 г смазки.
Следует понимать, что избыточное смазывание — это даже хуже, чем недостаточное.Чрезмерное количество смазки создаст излишнее сопротивление вращению подшипника. Это в свою очередь повысит температуру и смазка начнет вытекать из узла. А уже после того как подшипник «расплачется», нагрев может достичь таких размеров, что тепловые зазоры уменьшатся и подшипник заклинит.
Надеемся, эта информация была вам полезна.
Наша страница на DRIVE2: