
Друзья. В прошлой публикации мы подняли тему эволюции масляных фильтров. Сегодня мы хотим ее продолжить и рассказать о том, чем фильтры фильтруют масло.

Устройство масляного фильтра.
Фильтрующие элементы масляных фильтров — ключевая часть системы смазки двигателя, обеспечивающая очистку масла от абразивных частиц, продуктов износа и других загрязнений. От их качества зависит долговечность двигателя и эффективность работы всей системы.

Для производства масляных фильтров используется бумага с различной степенью фильтрации.
Основной компонент масляного фильтра — фильтрующий элемент (штора), который изготавливается из специальной бумаги или картона, пропитанного химическими составами, делающими бумагу, масло водо и бензостойкими. Некоторые производители используют в качестве фильтрующего элемента синтетические материалы. Например, высокопрочный парашютный нейлон, армированный стекловолокном.

Укладка бумажной шторы в форме «звезды» или «гармошкой».
Укладываются бумага в корпус фильтра специальным образом, обычно в виде многолучевой «звезды». Это делается, чтобы увеличить площадь фильтрующей поверхности при минимальных габаритах фильтра. С целью еще большего увеличения площади фильтрования практикуется и «шевронная» укладка.

Шевронная укладка позволяет значительно повысить площадь фильтрующего элемента при том же размере фильтра.
У качественных фильтров площадь бумажной шторы, уложенной звездой, должна быть в районе 1100-1300 см². Для примера, у кустарно произведенных фильтров площадь фильтрующего элемента редко превышает 350 см², а порой и того меньше.

К сожалению, на рынке все больше масляных фильтров с таких мануфактур.
Основная задача фильтрующих элементов — это фильтрация. То есть удержание частиц с целью недопущения их попадания в систему смазки. Так каков же минимальный размер частиц, которые задерживают фильтрующие элементы? Это как раз и зависит от того, из какого материала он изготовлен.

Размер частиц в сравнении с человеческим волосом.
Самые распространенные фильтры с бумажной фильтрующей шторой задерживают частицы размером от 25 мкм и выше. Для понимания: 1 мкм — это одна тысячная миллиметра. Такая частица в 20 раз меньше толщины человеческого волоса.

Фильтрующий элемент из синтетического волокна.
Если говорить о фильтрующих элементах из синтетического волокна, то они способны задержать частицы размером 8 мкм и выше. Причем переменная плотность намотки позволяет «ранжировать» частицы по размерам: крупные — ближе к периферии, мелкие — ближе к центру.

Принцип фильтрации в комбинированных масляных фильтрах.
Наиболее эффективными считаются комбинированные фильтры, где одновременно применяется и синтетическая, и бумажная шторы. Удельная фильтрующая поверхность у комбинированного фильтрующего элемента гораздо больше, чем у просто бумажного.
Таким образом, основной диапазон задерживаемых частиц для большинства автомобильных масляных фильтров — от 8 до 45 мкм в зависимости от материала. Частицы размером меньше 8 мкм фильтрами не задерживается. Впрочем, в этом и нет нужды. Такие микрочастицы не способны нанести ощутимый вред двигателю. Считается, что современным моторам навредить могут лишь частицы размером больше 10 мкм.

Вкладыш, пошарканный частицами. Видимо, качество масляного фильтра было не лучшим.
Впрочем, помимо размера улавливаемых частиц, к фильтрам предъявляются и другие требования. Они, кстати, прописаны в ГОСТ Р 53844-2010 «Автомобильные транспортные средства. Фильтры тонкой очистки масла автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей».

В этом ГОСТе довольно много условий, которым фильтр должен соответствовать. Так, например, срок эксплуатации масляного фильтра должен быть не менее 10 тыс. км пробега автомобиля или 250 часов работы двигателя. А работать он должен от минус 50°С до плюс 135°С. Помимо этого, там есть нормы пропускной способности, давление срабатывания редукционного клапана и многое-многое другое. Кому интересно, может полистать этот стандарт. Он есть в свободном доступе.
Надеемся, эта и предыдущая публикации дали вам общее представление об эволюции масляного фильтра. Это незаметный труженик каждый день совершает очень важную работу. Он молча трудиться на благо двигателя, защищая его от износа и продлевая срок его службы. Так что экономить на масляном фильтре, как и на моторном масле, не стоит.
Наша страница на DRIVE2:







