Друзья! Несмотря на то что наши «Смазка ШРУС для шариковых приводов» и «Смазка для трипоидного ШРУСа» на рынке уже давно, многие потребители продолжают задавать вопрос: в чем их отличие и взаимозаменяемы ли эти смазки. Сегодня мы ответим на эти вопросы.
Но для начала давайте вкратце вспомним, для чего нужны в автомобиле ШРУСы. Преимущественно шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) применяются на переднеприводных автомобилях. Служат они для передачи крутящего момента от трансмиссии к ведущим колесам в условиях меняющегося угла поворота колес и хода подвески. Относительно недавно ШРУСы стали применять и на полноприводной технике вместо крестовин карданных валов. Они позволяют обеспечить более плавную работу такой трансмиссии, что значительно снижает вибрации и шум.
Шариковый внешний ШРУС
ШРУСы бывают кулачковые, спаренные карданные, шариковые и трипоидные. Наибольшее распространение получили именно шариковые и трипоидные. Первые, как правило, устанавливаются снаружи. Они могут передать крутящий момента под углом до 70 градусов, что очень важно для управляемых колес. Обеспечивает такую поворотливость довольно замысловатая конструкция. ШРУС состоит из корпуса, сепаратора, внутренней обоймы и шариков. Корпус имеет дугообразные канавки. Шарики перемещаются по этим канавкам, и через них при вывороте колес и передается момент от внутренней обоймы к корпусу, а далее по валу на ступицу.
Трипоидный внутренний ШРУС.
Трипоидный же, или внутренний ШРУС менее изворотлив. Максимум, насколько он может повернуться, так это на 20 градусов. Но от него большой угол поворота и не требуется. Основная его задача — это обеспечить осевое перемещение привода для компенсации вертикальных перемещений подвески. Позволяет это сделать принципиально другая, нежели у шарикового ШРУСа конструкция. Вместо шариковой обоймы он имеет трехлучевую вилку, на которой закреплены игольчатые подшипники. В свою очередь, в наружной обойме имеются три направляющие канавки под осевое перемещение этих подшипников. Такая конструкция позволяют приводу при необходимости становиться длиннее или короче при ходе подвески. Момент в это время непрерывно передается через игольчатые подшипники качения.
Игольчатый подшипник внутреннего ШРУСа.
Кстати, игольчатые подшипники это по сути те же роликовые, но очень узкие, а вместо сепараторов используется просто плотная пригонка тел катания и много смазки.
Именно различная конструкция ШРУСов и обуславливает необходимость применения в них разных смазок. В наружных ШРУСах момент передается через пятно контакта шариков с обоймой и корпусом. И это довольно высокая нагрузка. Следовательно, и смазка в этом узле требуется та, которая будет обладать исключительными противоизносными, противозадирными и противоударными свойства.
Противозадирная смазка для шарикового ШРУСа
Именно такой смазкой и является наша противозадирная смазка ШРУС. В своем составе она имеет комплекс присадок, которые и наделяют её такими свойствами. Помимо этого, благодаря наличию в составе мелкодисперсного порошка цинка, смазка обладает еще и металлоплакирующими свойствами. Это позволяет значительным образом продлить срок службы узла, а в некоторых случаях и восстановить его работоспособность. То, что со смазкой ШРУС, уже изношенные привода перестают хрустеть, не раз в отзывах, в том числе и на DRIVE2, подтверждали потребители.
А что трипоидный ШРУС? Через него передается точно такой же момент, как и через шариковый наружный. Однако его игольчатые подшипники обеспечивают большую площадь контакта, в связи с чем нагрузки на них все же меньше, чем на наружных ШРУСах. И вот тут, казалось бы, применяй на них точно такую же смазку, как и на наружных ШРУСах. Ведь она справляется с куда большими нагрузками, чем на внутренних, а значит, с этими нагрузками справится и подавно. Однако так делать нельзя.
Смазка для трипоидного ШРУСа без дополнительных включений.
Во-первых, для игольчатых подшипников смазка нужна менее консистентная. Если она будет такой же густой, как и для шариковых ШРУС, то попросту не обеспечит равномерного распределения по всем роликам. А во-вторых, смазка для игольчатых подшипников не должна содержать в своем составе дополнительных включений. (Напомним что в ШРУС есть мелкодисперсный цинк). С ними иголки могут подклинивать, и ни к чему хорошему это не приведет. Следовательно, использовать в трипоидном ШРУС можно только специальную смазку. Впрочем, некоторые производители допускают применение трипоидных смазок с включениями, если диаметр иголок подшипника превышает 2,5 мм.
Подытожим. Набивать трипоидный ШРУС смазкой для шариковых шарниров нельзя, иначе он быстро выйдет из строя. Однако и смазывать шариковый шарнир трипоидной смазкой тоже не очень хорошая идея. Консистенция не та, да и нагрузку эта смазка держит меньшую. Какое-то время ШРУС, конечно, проработает, но это время будет несоизмеримо меньше, нежели он будет работать на смазке ШРУС для шариковых приводов.
Внутренний шариковый ШРУС. Смазывается смазкой для шариковых ШРУС.
Применять одну и ту же смазку можно только в том случае, если и внутренний, и внешний ШРУС шариковые. В этих узлах применяется смазка для шариковых ШРУС.
Смазка для шарикового ШРУСа. Артикул: 1804
Смазка для трипоидного ШРУСа. Артикул: 1817
Надеемся, эта информация была полезна для вас.
Наша страница на DRIVE2: