
Gl-4 или GL-5? А может быть, GL-4+ или вовсе GL-4/5? Какое масло выбрать для коробки и редуктора. А можно туда и туда можно лить одно и то же? А как быть с переднеприводными автомобилями, где коробка объединена с редуктором? Вопросы на тему применения трансмиссионных масел нам в личку поступают с завидным постоянством. И если с классификацией SAE, основанной на изменении вязкости масла в зависимости от температуры, народ как-то определился, то вот классификация API, учитывающая совокупность противоизносных и противозадирных свойств, все еще вызывает недопонимание.

Места применения трансмиссионного масла. В качестве примера приведен полноприводный автомобиль с механической коробкой переключения передач.
Именно совместимость масла с различными типами передач, в зависимости от состава присадок и определяет эта классификация. Набор присадок в трансмиссионных маслах разнообразен. В зависимости от типа передачи в масле в строго выверенных пропорциях должны одновременно присутствовать: антифрикционные, противозадирные, противоизносные, антиокислительные, противопенные и даже противовибрационные присадки.

В гипоидной передаче оси зубчатых колёс не пересекаются, в отличие от конической.
Так, в частности, для обеспечения безотказной работы гипоидных передач ведущих мостов автомобилей, работающих в тяжелых условиях, в масле должно быть до 6,5% противозадирных и противоизносных присадок на основе серы и фосфора. По классификации API эти масла относятся к классу GL-5. В то же время такое масло не рекомендуется применять в механических коробках переключения передач этих же самых автомобилей.

Потемнение синхронизаторов свидетельствует о коррозии.
Все дело в том, что эти самые присадки на основе серы и фосфора в том количестве, в котором они благостно влияют на работу гипоидного редуктора в механической коробке, со временем могут разрушить синхронизаторы и тем самым вывести из строя весь агрегат в целом.
Вы наверняка помните наш материал о том, как проводится тест трансмиссионных масел на оказание коррозионного воздействия на медную пластину. Этот самый тест, как раз и позволяет определить, окажет ли трансмиссионное масло влияние на синхронизаторы или нет.

Медные пластинки до испытаний.
Кто-то, возможно, сейчас возразит, что синхронизаторы в коробке делают из бронзы или латуни, а это сплавы меди, и коррозируют они значительно меньше, а то и вовсе не будут подвержены влиянию этих самых серы и фосфора. Но тем и хорош этот тест, что он за относительно короткое время показывает, будет ли оказано какое либо воздействие на деталь в будущем или за ее состояние переживать вовсе не стоит.

Одна пластинка в масле GL-4, другая в масле GL-5. В масле они проведут 3 часа при температуре +121ºC.
К чему мы это? А к тому, что если в трансмиссионном масле снизить содержание серно-фосфорной присадки до 4%, то она уже не оказывает пагубного влияния на синхронизаторы, и ее смело можно использовать в механических коробках передач. Такие масла по классификации API относятся к классу GL-4.

Образцы после испытаний. Слева направо: контрольный образец, масло GL-4, масло GL-5. Воздействие на медь практически отсутствует…

… И все же крайний правый образец, который находился в масле GL-5 потемнел чуть сильнее.
А как тогда позиционировать масла GL-4+ и GL-4/5? Куда их лить — в мост или в коробку? Эти масла относятся к так называемым универсальным маслам. Их можно применять либо в коробке, либо в редукторе, либо в коробке, объединенной с редуктором, то есть в переднеприводном автомобиле. Что же касается разницы в маркировке, то европейские масла обычно маркируются как GL-4+. Те же масла, но на азиатском рынке маркируются как GL-4/5.

Дифференциал повышенного трения в разрезе.
Особую касту составляют так называемые масла LS (Limited Slip «ограниченное скольжение»). Такие масла применяются в дифференциалах повышенного трения (LSD – Limited Slip Differential). Основное отличие масел данной категории от масел, перечисленных выше — это наличие в них модификаторов трения, позволяющих исключить толчки и вибрации при проскальзывании дифференциала.
В любом случае, подбирая трансмиссионное масло к тому или иному агрегату, следует учитывать те рекомендации по применению, которые прописал автопроизводитель. И если в коробку передач рекомендовано заливать масло GL-4, лить в нее GL-5 все же не рекомендуем. Желание применить более свежее по классификации масло может привести к обратному эффекту.
Надеемся, эта информация была полезна для вас.