Друзья! Сегодня мы хотим вспомнить историю развития масляных фильтров – незаменимых элементов современных двигателей.
В самом начале автомобильной эры, когда машины только начинали завоевывать мир, о масляных фильтрах никто и не слыхивал. Первые автомобили довольствовались примитивной сеткой на впускном отверстии масляного насоса. Такая система была далека от совершенства, и масло приходилось менять очень часто.
Переломный момент наступил в 1923 году. Эрнест Свитленд совершил настоящую революцию, запатентовав первый автомобильный масляный фильтр под маркой Purolator. Название было выбрано не случайно: «pure oil later» — чистое масло на выходе. Это изобретение стало прорывом, хотя изначально фильтр был неполнопоточным – через него проходила лишь часть масла.

Один из первых масляный фильтров компании Purolator
Уже через год Purolator устанавливали на автомобиль Chrysler Six прямо на конвейере в качестве платной опции. «Доп», как бы сейчас сказали, позволял значительно продлить срок службы моторного масла и увеличить межсервисный пробег автомобиля. В 1940-х годах масляные фильтры Purolator ставили уже на все автомобили в любой комплектации.

Двигатель Ford V8 Flathead с отстойниками в щеках коленчатого вала.
В 1932 году многих удивил Ford V8 Flathead. Этот двигатель был оснащен системой смазки под давлением, но изначально не имевший масляного фильтра, использовал довольно оригинальную схему фильтрации центробежного типа. В щеках коленвала были оформлены полости, в которых скапливались загрязнения плавающие в масле – будь то до отложения или металлическая стружка с деталей.

Устройство центробежного масляного фильтра.
Центробежные силы нашли и более эффективное применение. Центробежными стали непосредственно фильтры. Первым предложил такую конструкцию Renault. Масло подавалось в ротор, который приводился во вращение за счет реактивной силы струй масла, вытекающих из сопел, расположенных на его периферии. Под действием центробежной силы более плотные частицы (загрязнения) отбрасывались к стенкам ротора и оседали на нем, а очищенное масло возвращалось в систему смазки. Скорость вращения такой центрифуги составляла порядка 3000-8000 об/мин.

Центробежный масляный фильтр автомобиля ЗИЛ-130. Это именно он издавал характерный звук после остановки двигателя. Центрифуга еще какое-то время вращалась по инерции.
Такие фильтры, как правило, применялись и применяются на двигателях грузовых автомобилей. Не гнушались ими и конструкторы двигателей для легковых автомобилей. В частности, такой фильтр использовался на ЗАЗ-965.
К концу 1950-х — началу 1960-х годов развитие технологий позволило создать более совершенные масла с диспергирующими присадками. Масло с загрязнениями, подвергнутое воздействию диспергирующей присадки, становилось более однородным, в нем не происходило выпадения осадка и образования крупных смолистых частиц. Это открыло путь к появлению современных цельнокорпусных одноразовых фильтров, которые сегодня стали стандартом. В нашей стране они, кстати, получили распространение вместе с первыми моделями Жигулей.
На сегодняшний день существует несколько основных типов масляных фильтров. Они различаются по схеме очистки:

Полнопоточные – масло полностью проходит через фильтр, благодаря чему достигается максимальная степень очистки.

Частично поточные – фильтруют лишь часть поступающей жидкости, масло постоянно курсирует внутри системы, что позволяет избежать перепадов давления.

Комбинированные – на масляной линии размещаются сразу два фильтра – 90% масла проходит через полнопоточный фильтр, остальные 10% — через частичнопоточный. При использовании частичнопоточных фильтров в сочетании с полнопоточными достигается эффективная фильтрация: мельчайшие частицы, которые пропускает полнопоточный фильтр, отфильтровываются частичнопоточным фильтром.
По типу конструкции фильтры делят на неразборные и разборные:

Вкручиваемые (spin-on) – неразборные конструкции, на их корпусе имеется резьба для монтажа фильтра в систему.

Картриджные (cartridge) – представляют собой сменный картридж-штору, в результате нужно менять не весь фильтр полностью, а лишь его фильтрующую часть.
В последнее время обе эти конструкции получили широкое распространение, однако картриджная считается наиболее перспективной. Она позволяет снижать материальные затраты и удешевляет производство.
Про особенности фильтрующих элементов и материалы для них читайте в следующей публикации.
Надеемся, эта информация была вам интересна.
Наша страница на DRIVE2:







