HTHS — параметр, который следует знать — ВМПАВТО

HTHS — параметр, который следует знать

Наша страница на DRIVE2:

«HTHS является одним из важных параметров, которые следует учитывать при выборе моторного масла для двигателя автомобиля». Так вам ответит нейросеть, если задать вопрос: Что такое HTHS (High Temperature High Shear)? А так ли важен этот параметр при выборе масла? Вязкость по SAE или соответствие допускам API или ACEA, всегда красуется на канистре. Почему тогда такой важный параметр как HTHS не указывают на упаковках? Более того. У большинства производителей его нет даже в техническом описании продукта.

На упаковке с маслом вы не найдете такой параметр как HTHS.


Так что же такое HTHS? Высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига показывает, насколько слои масла могут сопротивляться сдвигу в условиях высокой скорости и не менее высокой температуры. Измеряется этот параметр на ротационном вискозиметре. Образец моторного масла помещают между статором и ротором устройства, после чего нагревают до температуры +150°C. В процессе измерения вискозиметр измеряет скорость передаваемого вращения и уровень отклика крутящего момента от ротора к статору. Измеряется этот параметр в мПа*с – миллипаскалях в секунду.

Но что дает этот параметр рядовому потребителю с практической точки зрения? Если говорить простым языком, то HTHS дает нам представление о толщине масляной пленки в пятне контакта трущихся в условиях масляного клина деталей. Чем выше параметр, тем масляная пленка толще. Чем он ниже, тем пленка тоньше.

И тут, казалось бы, все встает на свои места. Чем пленка толще, тем масло лучше. Ведь именно хороший масляный клин по максимуму может защитить трущиеся детали от износа. Но не все так просто.

Для подшипников скольжения самым опасным моментом считается запуск двигателя. В первые секунды масляный клин минимален.

Современные двигатели сильно отличаются от тех, что были сконструированы лет двадцать назад. И в первую очередь это относится к качеству сборки. Зазоры в парах трения современных моторов минимальны, и чтобы проникнуть в пару трения, нужны менее вязкие масла. Плюс, двигатель на таком масле крутится легче, а значит, расходует меньше топлива и легко укладывается в экологические нормы за счет снижения выбросов.

Чем современней двигатель, тем он более требователен к такому параметру как HTHS.

Тогда как быть? Ведь хочется, чтобы и износ был минимальным, и расход топлива не сильно бил по карману. Тут нужно понимать, какой HTHS нужно принять за ординар. Выше какого параметра увеличивается расход топлива, а ниже которого снижается способность масла защищать двигатель от износа?

Износ кулачков распределительного вала может быть вызван в том числе и низким значением HTHS.

В 90-х годах сотрудниками компания TOYOTA была проведена серия экспериментов. В двигатели заливали масла с различным параметром HTHS. Выяснилось, что на масле с HTHS ниже 2,6 мПа*с возрастал износ распредвалов и поршневых колец.

Крепкая масляная пленка очень важна в парах трения со смешанным трением.

Стоило же залить масло с HTHS выше 2,6 мПа*с (вплоть до 3,5 мПа*с), как износ практически прекращался. Но появлялась другая проблема. При использовании масла с завышенным параметром HTHS серьезным образом возрастал угар, а так же был отмечен рост расхода топлива. Таким образом, исследование наглядно доказало, что HTHS действительно достаточно важный параметр, на который следует обращать внимание при выборе масла. На основе этих данных в дальнейшем японцами совместно с американцами был разработан допуск ILSAC.

Так какое же масло выбрать? В первую очередь, конечно же, нужно ориентироваться на рекомендации производителя, на соответствие масла допуску по SAE. Тем более что для каждого класса вязкости уже есть минимальные значения по HTHS.

Класс вязкости SAE HTHS мПа•с (минимальное)

Зная эти значения, уже можно обратить внимание на те данные, которые указывает производитель в паспорте к своему маслу. Если они соответствует этому параметру или выше, то масло вполне можно использовать в двигателе вашего автомобиля. Если же эти значения ниже, значит, производитель на чем-то сэкономил и масло не отвечает требованиям допуска.

Универсальный прибор реометр Anton Paar MCR 102 позволяет измерять в том числе и HTHS.

Наша лаборатория имеет все необходимое оборудование для проведения разнообразных исследований, в том числе и по определению HTHS. Отдавая себе отчет насколько эти данные важны при выборе масла, мы их не скрываем, а выкладываем в широкий доступ. Значения по HTHS для масел ВМПАВТО вы можете найти в таблице, приведенной ниже.

Соответствие вязкости масел ВМПАВТО HTHS 

Ориентируйтесь на эти данные и выбирайте для своего автомобиля действительно крепкое масло.

К чему привело падение HTHS в двигателе автомобиля Range Rover Sport 3L Турбо дизель 292 л.с можно почитать здесь.

Наша страница на DRIVE2: