Первый отечественный SN-пакет — ВМПАВТО
Первый отечественный SN-пакет
или
25 лет до первой канистры
Вот и наша компания готова выпустить собственное моторное масло. И не абы какое, а с использованием первого SN-пакета присадок, произведенного в России. Толчком стал сырьевой кризис — от местных производителей масел поступил запрос — разработать и произвести пакет присадок с востребованным допуском SN. Так как именно с ними больше всего трудностей. Из-за логистических проблем перестали поставляться пакеты присадок из США и Великобритании, где располагаются их основные производители. Поэтому, изначально планировали создать только пакет, который перекроет потребности производителей.
Ну а дальше…
Знаете ли вы, что первое в мире моторное масло было запатентовано в 1873 году. Американский доктор Джон Эллис в конце 60-х годов XIX века изучал свойства нефти, причем в медицинских целях, и понял, что сырая нефть — отменная смазка!
Эллис залил ее в паровой двигатель, у которого заклинило клапаны, и убедился, что работа устройства наладилась. Через несколько лет доктор оформил на масло патент и тут же основал первый «масляный» бренд.
Джон Эллис
Кузьмин Василий Николаевич,
директор ВМПАВТО
Что важнее?
Масло или пакет?
Всего за 12 месяцев создали собственный и первый в стране пакет присадок. А чтобы
подтвердить соответствие пакета на соответствие SN, необходимо было протестировать его в составе масла. Для этого, дополнительно провели работу по подбору базовых масел и полимеров.

Понятно, что в разработки необходимо делать серьезные инвестиции. В лаборатории появился вискозиметр-плотномер Штабенгера (определение индекса вязкости за 20 минут), тест-форсунка Bosch на механическое разрушение полимеров. В совокупности с имеющимся реометром, который позволяет мерять высокотемпературную HTHS-вязкость, скорость работы увеличилась в разы. Сторонние тесты проводили сертифицированные лаборатории, а за стендовые испытания взялся Политехнический университет.
Компоненты
любого моторного
масла
Синтетическое
базовое
масло
Пакет
присадок
Загуститель
Готовое моторное
масло
Потеря вязкости
в тесте
на разрушение
полимера
И даже с учетом опыта и наличия оборудования результата достигли не с первой попытки. Не с первой, потому что сбалансированный состав присадок в пакете — это маневрирование между долговечной работой двигателя и экологическими «удавками»: загрязнением сажевого фильтра и катализатора, вредностью выхлопных газов, и губительным увеличением межсервисного интервала.

Кроме того, были проведены важные для допуска тесты:

  • Пенообразование — масло не должно пениться
  • Тест на испаряемость при 250 С — NOAK
  • Содержание вредных для катализатора примесей — серы и фосфора
  • Толщина масляной пленки при высокой температуре — HTHS
  • Воздействие на прокладки, сальники — масло не должно их деформировать
  • Вязкость при низких температурах — CCS
  • Щелочные числа — моющие свойства масла
  • Стабильность полимера — SSI, прокачка через форсунку под давлением
Чем меньше значение, тем дольше масло сохраняет свои свойства в процессе работы
(от замены до замены)
Чем будем
привлекать?
На создании исследователи не остановились: решили продолжить улучшать не только сам пакет, но и другие компоненты масла, чтобы создать уникальную композицию по адекватной цене и с максимальным уровнем локализации, чтобы качество не плавало от партии к партии.
Да, моторных масел до этого момента мы не производили, но мы зарекомендовали себя как производитель качественных смазок, которые по производству, составу и применению значительно сложнее моторных масел. В этом плане нам было проще, чем остальным. Можно сказать, что мы пошли от сложного к простому. 25 лет опыта и мотивация привели к созданию интересного по составу моторного масла, которое не только не хуже известных брендов, но в чем-то их даже превосходит.

Особенный полимер, эстеры, алкилированные нафталины (AN) делают масло крепким, энергосберегающим и с низким показателем угара, а VHVI-база доступным широкому кругу автомобилистов. И, конечно, уже есть планы по выпуску масла на PAO. Настоящая три-синтетика, произведенная у нас.
Дорожные
испытания
Далее, начались дорожные испытания — совместно со станциями замены масла SPOT в три автомобиля были залиты первые литры масла для тестирования в условиях трассы, города и в смешанном режиме.

Один автомобиль уже добрался до юга России, преодолев 2000 км без каких-либо
проблем. Второй будет использоваться исключительно по городу для коротких поездок, а третий в смешанном режиме. В процессе будут отбираться пробы масла для исследования скорости деградации масла.
Lada Largus, Ford Transit и Fiat Doblo — первые автомобили, в которые было залито масло
Академики
одобряют
Также, совсем недавно были получены результаты стендовых испытаний Политехнического университета. По словам руководителя проекта масло показало достаточно высокую ресурсную стабильность вязкостно-температурной характеристики, что демонстрирует его высокие ресурсные показатели. Это говорит о правильном подборе полимера загустителя товарного масла.

Но так было не сразу, а после десятка протестированных составов. Пакет и другие
компоненты совершенствовались и тестировались непрерывно.
Поршни после испытаний первых образцов масла в избыточном количестве отложений.
Финальный состав масла. Поршни в первозданном состоянии — это говорит о высоких моющих свойствах и устойчивости масла к окислению.
Что
дальше?
Да, создание пакета присадок не обошлось без трудностей, которые пришлось
преодолевать. Но уже сейчас можно сказать: мы создали 5W-30, соответствующее
допуску SN. Надежное, эффективное, чистое. Кстати, именно чистоту символизирует белый цвет канистры.

Дальше масло будет протестировано в максимально жестких условиях — в условиях кольцевых гонок. Для чего двигатель автомобиля Seat Supercopa гоночной команды AK Racing будет дооснащен телеметрией и термодатчиками. А процесс будет транслироваться в нашем бортовом журнале Drive2.