Силиконовая смазка против мультисмазки — ВМПАВТО

Силиконовая смазка против мультисмазки

Что обычно используют дома, когда где-то что-то заскрипело или стало заедать? Обычно на этот случай держат флакончик с универсальной смазкой, содержащей в своем составе минеральное или синтетическое масло. Пшикнул из баллончика — и дело в шляпе. Дверь не скрипит, личинка замка не заедает. В случае если подобной смазки нет, в ход идет смазка силиконовая. А как иначе, ведь она тоже универсальная. Но настолько ли она универсальная, как считают многие?

В теории проникающая силиконовая смазка, что продается в баллончиках, действительно относится к универсальным. Компании, которые её производят, наперебой расхваливают её чудодейственные свойства. Мол, она и химически инертна, и гидрофобная, и стойка к процессам окисления, и негорючая, и даже биоинертна. И ведь с этим не поспоришь. Все это действительно свойственно проникающим силиконовым смазкам. Однако есть одно свойство, которое присуждают ей ошибочно. Речь идет адгезии к поверхностям. Точнее говоря, об адгезии к металлическим поверхностям. Дело в том, что именно к металлу силикон испытывает меньше всего симпатии. В связи с эти смазывать универсальными силиконовыми смазками металлические детали с целью предотвращения трения и снижения износа малоэффективно. Особенно если идет речь об узлах, где есть нагрузки при высоких скоростях. Например, в подшипниках или шестеренчатых парах.

Машина трения ИИ 5018-М.

Убедиться в этом можно проведя тест силиконовой смазки на машине трения ИИ 5018-М. Что, собственно говоря, мы и проделали. Для этого мы взяли нашу аэрозольную силиконовую смазку SILICOT. Выгрузили из баллона в емкость. Дали немного времени, чтобы испарился растворитель, после чего направили смазку в пару трения металл/металл. Уже при 1000 оборотах в минуту и нагрузке всего в один килограмм машина трения начала издавать скрип и даже скрежет, что характерно для сухого трения. Помимо этого моментально подскочили температура и момент трения. Температура в пике была в районе + 130ºС, а момент составил 0,45 Нм. На образце сразу появился задир. И это при условии, что смазка подавалась в пару трения непрерывно.

При работе на силиконовой универсальной смазке ролик и колодку задрало практически в первые минуты.

Так выглядит задранная колодка, которая прижималась к ролику.

Далее для сравнения мы ввели в пару трения универсальную смазку на синтетическом масле. Как только мультисмазка «ВАЛЕРА дома» попала между роликом и колодкой, момент и температура тут же упали. Момент составил 0,18 Нм, а температура + 65ºС. Металл на образцах, конечно же, обратно не нарос. Но то, что при этой смазке износ деталей и трение стали в разы меньше, было понятно даже по звуку работы машины трения. Теперь рядом с ней можно было спокойно стоять и не морщиться от неприятного скрежета металла по металлу. Мультисмазка работала в разы лучше. График температуры и момента тому яркое подтверждение.

Левая часть графика отражает данные при работе образцов на силиконовой смазке. Температура в пике +130ºС. Момент 0,45 Нм.
Правая часть — это уже работа образцов на мультисмазке «ВАЛЕРА дома». Температура +65ºС. Момент 0,18 Нм.
Зеленое — температура. Синее — момент.

Эксперимент наглядно показал, что универсальная силиконовая смазка, в отличии от смазки на синтетическом масле, при высоких оборотах не обеспечивает должной защиты деталям трения даже при минимальных нагрузках. Получается, что считать силиконовую смазку универсальной можно лишь отчасти. Если нет высокой скорости, то смазка вполне может справиться с определенными нагрузками. Например, в дверной петле или в замочной скважине она будет работать долго и эффективно. Если же скорость высокая, как, например, в подшипниках роликовых коньков, то уже при минимальной нагрузке она перестает выполнять свои функции, и подшипники быстро выйдут из строя.

Впрочем, огульно говорить так обо всех силиконовых смазках нельзя. Есть и такие, которые вполне способны перенести нагрузки и при высокой скорости. Все зависит от загустителя. Пример тому — консистентная силиконовая смазка на литиевом загустителе. Она показала довольно неплохой результат на машине трения при тех же условиях, в которых жидкая силиконовая смазка и минуты не продержалась. Рост момента трения и температура были незначительными и вполне сопоставимы с теми показателями, что продемонстрировала синтетическая мультисмазка «ВАЛЕРА дома».

Загущенная литием силиконовая смазка выглядит совсем иначе нежели аэрозольная из баллончика.

Резюмируем. Если вам нужна действительно универсальная смазка, то лучше смотреть в сторону продуктов на основе минеральных или синтетических масел. Если же под ваши требования по каким-то причинам подходит только силиконовая смазка, то нужно четко понимать, в каких условиях она способна работать, а в каких — нет.

Надеемся, вам эта информация была полезна.

 

Наша страница на DRIVE2: